Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

ВДНХ Украины

Это наша труба, и мы ее доим!

Тот факт, что третья сессия Верховной Рады началась с блокирования трибуны и президиума, уже никого даже не удивил. Примененная БЮТ и «Нашей Украиной» методика была опробована на протяжении последних парламентских сессий всеми без исключения присутствующими в парламенте силами и, кстати, оправдала себя. На этот раз битва разгорелась из-за гипотетической возможности передачи части украинской газотранспортной системы в управление российскому «Газпрому». Символическая победа, одержанная оппозицией, приняла вид закона, которым запрещается отчуждение имущества «Укрнефтегаза» и украинской газотранспортной системы. «За» проголосовали 430 из 439 зарегистрированных в зале народных избранников — случай поистине небывалый.

Идея создания ГТК оживает?

Но хотя Антикризисная коалиция поддержала указанный законопроект, лидер Партии регионов премьер-министр Виктор Янукович остался недоволен и назвал сей факт политической игрой. «У нас есть все законы, они давно приняты, и ничего он (принятый закон — ред.) не дал», — считает Виктор Федорович. Он также подчеркнул, что в ходе переговоров с Москвой никогда не обсуждался вопрос о действующей газотранспортной системе Украины.

Так или иначе, последние события показали, что подзабытая идея о создании газотранспортного консорциума (в свое время в нем предусматривалось участие трех сторон — России, Украины и Германии) вновь ожила. Возможно даже, что она будет воплощена в реальность.

В первый день февраля состоялась пресс-конференция президента России Владимира Путина для российских и иностранных журналистов. Помимо других вопросов была затронута и проблематика российско-украинских отношений. Журналист «Укринформа» И. Соловей спросил президента, «как Россия относится и сохраняется ли интерес у Российской Федерации к созданию газотранспортного консорциума?».

Владимир Путин ответил: «...что касается газотранспортного консорциума, то мы не против, если украинская сторона вернется к этой теме. Мы знаем, что эксперты правительства и президентских структур работают сейчас над этим и ищут наиболее оптимальный для наших украинских партнеров подход к реализации этой идеи. Не хочу вас интриговать, но предложение у наших украинских друзей, как это часто бывает, носит революционный характер. Мы должны подумать, но интерес есть».

Путин также добавил, что речь при этом «идет об объединении активов. И наши украинские партнеры хотели бы не только создать газотранспортный консорциум, но хотели бы иметь возможность войти в добычные активы на территории Российской Федерации. Мы этого, как правило, не делаем. Но если мы пошли на это в выстраивании отношений с нашими европейскими партнерами — скажем, с немецкой компанией «BASF», сейчас, думаю, до конца дорешаем с «Ионом», мы в принципе договорились об этом с итальянской компанией «ЭНИ» — почему же нам с украинцами этого не сделать? Надо только понять, в каком объеме, куда претендуют на вход наши украинские партнеры, в какие добычные активы, что наши компании получат. Но это дело и этот вопрос должен быть решен на корпоративном, экспертном уровне. С точки зрения государства никаких препятствий к реализации подобных идей не будет».

История с «бородой»

Вопрос о создании газотранспортного консорциума — не из новых. Все годы, сколько в Киеве трудится российским послом Виктор Черномырдин, ГТК оставался в повестке дня отношений двух дружественных государств. Только с приходом «оранжевого» президента и двух его правительств — Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова — тема ГТК была задвинута на задворки украинской политики. Тогда, как помним, «правили бал» залихватские идеи о поставках газа из Ирана, строительстве газопроводов через Грузию, Черное море и т.п.

Чем все это завершилось, тоже помним. «Оранжевые» правительства буквально взорвали выгодные для Украины долгосрочные соглашения с Россией о поставках энергоносителей. Еще в большей степени ситуацию усугубил тот факт, что мы отстали от поезда ЕЭП.

Как говорит первый вице-премьер Николай Азаров, «Украина потеряла время, а с ним и большие возможности. С подачи правительства Юлии Тимошенко и экс-главы МИДа Бориса Тарасюка переговоры о вхождении в ЕЭП в 2005 году были прекращены. Тем временем далеко вперед продвинулось сотрудничество в рамках ЕврАзЭС, где объединены страны с мощными энергетическими ресурсами. В итоге Украина имеет негативное сальдо платежного баланса и ущерб от потери громадных восточных рынков. Теперь нужно, чтобы страны ЕЭП ощутили экономическую потребность для возобновления сотрудничества с Украиной. Наши партнеры пока не нашли такой мотивации и к Украине не обращались».

«Стратегическое предложение»

Конечно, и в той ситуации, когда «оранжевые» президент и правительства методично и настойчиво разрушали добрые отношения с Москвой, в России о нас не забывали. К саммиту «Большой восьмерки», который прошел в июле прошлого года в Санкт-Петербурге, готовилось стратегическое предложение России новому коалиционному правительству Украины. Оно должно было быть сделано в ходе обсуждения участниками саммита проблемы энергетической безопасности. Суть предложения сводилась к тому, что Россия собиралась предложить размен частью активов «Укрнефтегаза» и «Газпрома».

Но саммит завершился 17 июля, а правительство Антикризисной коалиции было создано только 4 августа. Что-то серьезное предлагать проигравшим парламентские выборы «оранжевым» силам в Москве, видимо, не сочли нужным, и идея размена частью активов была отложена на будущее.

Какую пользу может извлечь из этого Украина? Если размен произойдет, наша страна, оставаясь транзитером газа, но при участии «Газпрома», одновременно превращается и в его добытчика, производителя. Вместе с «Газпромом», конечно. Украинская экономика получит доступ к активам, через которые производители газа и нефти извлекают основную часть доходов от благоприятной ценовой конъюнктуры. Украина получит доступ к ренте производителя. На практике это означает, что часть налогов «Газпрома», точнее, «Газпрома» и «Укрнефтегаза», поступала бы в украинский бюджет. Такой вариант способен дать нашей стране всего за 4—5 лет не меньше, чем совокупные иностранные инвестиции в Украину за все годы независимости.

Кроме того, возникла бы уникальная ситуация, когда Киев и Москва были бы дружно заинтересованы не в том, кто из них раньше вступит в ВТО и «насолит» другому, а в росте цен на газ. Ведь повышение будет относиться к экспортной части топлива. Газ для себя Украина в этом случае могла бы потреблять по той же цене, что и Россия.

Обсуждение предстоит

Конечно, осуществление этого замысла — задача не из простых. Все надо просчитать, над всем хорошенько подумать. На сегодняшний день известно только то, что Россия, возможно, примет участие в строительстве участка газопровода Богородчаны — Ужгород с тем, чтобы увеличить поставки газа в Европу.

Как говорит Виктор Янукович, «Украина получит от этого экономическую выгоду, потому что будет иметь дополнительные источники финансирования. Получит выгоду и Россия, потому что будет реализовывать свой газ в Европе. В свою очередь Европейский Союз получит дополнительные объемы газопоставок».

Что же касается остальных вопросов сотрудничества с Россией в энергетической области, они будут обсуждаться на уровне межгосударственной комиссии Ющенко — Путин во время предстоящего визита президента России в Украину.

Подчеркнем: обсуждение еще только предстоит. Никто не сказал, что вопрос о создании ГТК уже де-факто решен и осталось только выполнить формальности, то есть подписать соответствующие документы. А «оранжевые» уже вовсю шумят об «измене национальным интересам», срывают открытие сессии парламента, а некоторые, как Юрий Луценко, грозят «походом на Киев». Юлия Тимошенко вообще договорилась до того, что в Украине, мол, осуществляется «полномасштабный проект по уничтожению нашей экономической и политической независимости».

Комментируя происходящее, Николай Азаров подчеркнул: «Политики-аутсайдеры, оказавшиеся не у дел, подняли на Украине шумиху вокруг этого вопроса. Народ пугают тем, что в обмен за добычу газа на российской территории Украина продаст свою газотранспортную систему России. Но они почему-то не нагнетают страсти вокруг разработки Украиной месторождений в Ливии или в Туркменистане, хотя для поставок этих энергоресурсов нет транспортных мощностей. При этом никто не думает о проблемах коммунальной сферы и промышленности, которые не выдержат рыночных цен на российский газ, превышающих для Европы $300 за тыс. кубометров. Участие Украины в разработке российских месторождений позволит получать более дешевый российский газ по уже существующим трубопроводам».

Николай Янович убежден, что «ни одно правительство никогда и никому не продаст в собственность украинскую ГТС. Речь идет о совместном управлении ГТС в обмен на выгодные условия по ее реконструкции, тогда как ныне деньги на это дают украинские налогоплательщики».

Никто из трезвых политиков не может противопоставлять сотрудничество Украины с Европой и Россией. Конфронтация с Москвой не отвечает национальным интересам Украины. Давайте еще раз вспомним, чего добился Борис Тарасюк, взяв курс на обострение и сворачивание отношений с Россией. Произошел скачок цен на газ, из-за чего под шумок космических высот достигли коммунальные тарифы.

Автор: Владимир Нестеров