Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Оранжевые клоуны

Колобок с ароматом, или Чужая среди чужих

О том, что в последнее время рейтинги Юлии Тимошенко в Украине стремительно падают, свидетельствует не одно социологическое исследование. При этом на Востоке Украины лидер БЮТа, она же «Юлька», она же «эта с косой», и т.д. была и остается одним из самых нелюбимых и критикуемых в народе политиков. За что ж такая исключительная нелюбовь?

Преамбула

Для этого сначала надо понять, а за что и почему мы вообще кого-то (и не только в политике) любим, а кого-то не замечаем или ненавидим. Вспомним в объятьях шейха в автокатастрофе испустившую дух принцессу Диану. Умом недалекая (не закончила даже приватной средней школы), нравственностью не отягощенная и грациозная, как средство передвижения Дон Кихота, принцесса Диана заставила рыдать о своей кончине 2/3 населения планеты. За что ее любили, не помнят сейчас и те, кто рыдал... В чем же «фишка»?

Дело в том, что любой психолог докажет вам как дважды два, что несколько мужчин и женщин, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся на необитаемом острове, будут влюбляться и страдать, изменять и ревновать вплоть до убийства соперников и самоубийств от любви, даже если до того ненавидели друг друга и считали совершенными уродами. А куда деваться, если других просто нет? Эта ситуация — микромодель социума, где роли изначально заданы структурой психики: в человеке заложена потребность в сильных эмоциях, неважно позитивных или негативных, ибо здесь плюс переходит в минус и наоборот. И объекты для проявления эмоций он выбирает лишь из тех, что есть в наличии — как на личном (создание семьи), так и общественном уровне (политические предпочтения).

Не было других подходящих для выплеска эмоций объектов — смаковали обыватели планеты унылые похождения английской принцессы. Нет среди украинских дам-политиков более ярких фигур — превозносят или ненавидят «газовую баронессу». Собственно же политика в данном случае — не более чем пикантный антураж.

Ну, в самом деле, кого «помаранчевым» любить? Выбор-то крайне ограничен. Не было бы его вовсе — сходили б с ума по исцеленной на Майдане от климакса бабке Параске. Но последней это не грозит, пока не стала бабкой любимая в столице Тимошенко. Прочие, вроде пани Богословской, в силу своей невнятности, не воспринимаются. А объектом ненависти служит «Жириновский в юбке» — пламенная антинатовка Витренко.

А вот «сине-белым» гражданам проявить политическую феминофилию не к кому: Богатырева не женственна, Кужель заумна, Бондаренко — нуль без босса. Нерастраченная любовь трансформировалась в ненависть — к Тимошенко.

Не только по причине идеологического неприятия и обиде за проигрыш «наших» в схватке за кресло президента в 2004-м. Объяснить крайний эмоционально-оценочный негатив не могут и высказанные Юлией Владимировной в адрес донецкой элиты пожелания повеситься на «сине-белых» шарфиках. Чего не скажешь в запале политической борьбы? К тому же, особую неприязнь Тимошенко заслужила на Востоке страны уже после парламентских выборов­-2006. Почему? Прежде всего из-за особенностей ее рекламной и пиар-кампаний.

Сублимация не удалась

То, что не получилось в «крутом» ролике коммунистов — задействовать сексуальные мотивы, — удалось в рекламе БЮТа. Символика Юлии Владимировны была на 100% фрейдистской: красное сердце вызывало ассоциации с другими органами, а его биение в телевизионном ролике — с оргазмом. Слоган-сублиматор: «Справедливость есть, за нее нужно биться» — переводил сексуальную энергию на социальный уровень. Мониторинги показали: число симпатиков «самой очаровательной леди-политика» после выхода рекламы, хоть и не впечатляюще, но увеличилось. Особенно среди мужчин старше 40 и девушек от 15 до 25 лет. На фоне остальных неплохо выглядел и призыв на биллбордах: «Партий много, Батькивщина одна». В смысле женщин много, но удовлетворит лишь та, что на обозрение выставила главный свой орган — сердце...

«Удачной» в смысле подкрепления эротических подтекстов были и поданные по принципу иконы «биллморды» «святой» Тимошенко с цветочком в руках и слоганом «Весна переможе». На фоне затянувшейся холодной зимы люди даже на подсознательном уровне хотели весны, тепла и требуемого ими обнажения. А цветочек в протянутых к избирателю руках героини доводил направленную ассоциацию до логического (эротического) завершения: семя прорастет...

Проросло: процент проголосовавших за БЮТ был относительно высок. В основном в столице и центральных регионах. Однако от женщины с обнаженным сердцем (либидо) и косой на голове (мортидо) оргазм премьерства ускользнул. И она вновь требует от избирателя символически с нею совокупиться — сунуть в щель. Бюллетень, разумеется. Стоит упомянуть и спровоцированный к выборам­-2006 порнофильм «Юлия». И периодически распространяемые по городам и весям батькiвщини снимки обнаженной «баронессы». И назойливые слухи о многочисленных ее интимных связях. «Пиарасы» к этому, понятно, не причастны...

Сейчас в избирательном штабе БЮТа по лимоновским чертежам мастерят бомбу — сексуально-политический триллер «Это я, Юличка!». Какой процент читателей окажется контуженным — узнаем осенью.

Сексуальность напрямую связана с агрессивностью, — они производные функции общей жизненной энергии человека. И если агрессивность чрезмерна, то и сексуальное влечение проявляется специфически — в суррогатном свальном грехе с избирателями. И когда «поиметь» электорат хотят особи мужского пола, то это хоть и неприятно, но все же понятно, — масса женского рода. А вот сексуальным домогательствам «бабы с косой» здоровый инстинкт электоральной массы противится — голосованием за естественный способ удовлетворения гражданских потребностей. Попытки сублимировать сексуальную энергию избирателей в любовь к Юлии как к политику, обернулись на Востоке провалом. Результат — усиление раздражения и ненависти, причем сила их такова, что они оттянули на себя негатив по отношению к президенту, который вызывает лишь досаду, а порой и сочувствие. То есть Юлия Владимировна из своего кармана оплатила «позитивную коррекцию» имиджа Ющенко на Востоке страны.

Выкорчевать из сознания электората негативные, с задиранием юбки связанные ассоциации теперь крайне трудно, если вообще возможно. Перестарались ее «пиарасы». И теперь «совесть украинской политики» представляется большинству избирателей белокрылой, как предмет гигиены, и пушистой, как колобок с ароматом клубнички. Колобок поет рекламные слоганчики, а электоральная лиса злорадно разинула ротик.

Но дело, понятно, не только в навязчиво-прессингующем нормального человека рекламном сексизме. А в том, что такая реклама высветила на всеобщее обозрение духовное «нутро» заказчицы: ультралиберальный хлам «европейских ценностей», где низ и верх перевернуты, всякое отклонение пиарится как норма, а любая попытка защиты традиционных — нормальных — ценностей клеймится чуть ли не как фашизм. То есть, ненависть избирателя к Тимошенко — это неприятие худших проявлений западной цивилизации, общества спектакля, олицетворением которого она стала в глазах большинства украинцев. Давно «раскусивших», что «западная свобода в законе» — камуфляж беззакония, когда неприкрытое растление выдается за освобождение от комплексов, а закон всегда на стороне агрессивного меньшинства.

Три причины

Структура сознания жителей Востока нашей страны в хорошем смысле патриархальна. Такое сознание отторгает занудливые рыдания миллиардерши о том, что она «может позволить себе только бижутерию». И не приемлет кощунственные отождествления сексапильной балаганщицы с образом святой. Именно это первая и главная причина нелюбви к нашей «героине».

Понимает ли она это? Или по-прежнему причину своих неудач видит в неверности ей «всенародного» избранника и в происках «сине-белых» СМИ?

Вторая причина — банальная зависть. Особенно со стороны женщин. Слишком уж «эта Юлька» сексапильно-агрессивна и успешна! Да она как посмела? Мы — глубоко там, куда лучше не влезать, — а она всего достигла и никак не успокоится, настырно напоминая о несбыточности благополучия для всех. Разве такое прощают?

Третья причина. Загоняемое в подсознание недовольство «своими»: «Где второй государственный язык? Где благополучие для всех?», — выплескивается ненавистью к «чужой бабе с косой». А потенциальных ее симпатиков сминает давление среды: трудно не заразиться чувствами окружающих.

Для избирателей Юго-Востока кумиром есть и будет Виктор Янукович. Уже потому, что в Лондоне он никому не нужен, и сам отлично это понимает. Почему — разговор отдельный и долгий, и здесь все тоже не так просто, как представляется на первый взгляд. Отметим лишь, что для рядовых «сине-белых» Виктор Федорович — олицетворение патерналистского государства, которое должно защищать от беспредела местного чиновничества и от акул бизнеса. В представлении большинства жителей Юго-Востока, в первую очередь донетчан, он — «наш», «мужик», «отец-защитник» и далее так и подобное тому. Этакое постсоветское переиздание дедушки Брежнева с правками a la Лукашенко. Представления электората наивны, но на данном этапе неискоренимы. Чиновников народ хоть и недолюбливает, но понимает: они такие же по сути наемные и зависимые от крупного капитала работники. И худо-бедно научился на них влиять. А олигархи — будь то «газовая баронесса» или «наш миллиардер» — для рядового гражданина существа другого измерения. Как на них повлиять? Кто, если представитель государства, хоть как-то защитит? Вот главный мотив симпатий к Януковичу.

Поэтому в обозримом будущем заменить его в качестве кумира не смогут ни Ахметов, ни Колесников. Какие бы проекты ни выдвигали нанятые ими американские пиар-спецы. Менталитет широких масс Востока это не примет. Избиратель не буде голосовать, «как надо», только потому, что у «нашего миллиардера стадион круче, чем у вашего». Что легко в США и в Италии, с прирученным льготами мощным средним классом, то невозможно на Украине. Особенно на Востоке страны, где средний класс — явление по сути номинальное. Никакой пиар не превратит миллиардера в защитника интересов работяги, у которого перспективы перехода в средний класс нет потому, что этот класс как таковой ни «сине-белой», ни «оранжевой» элитой не планируется. Если Ринат Леонидович хочет повторить успех Берлускони, ему нужно не только пиарить себя через спорт и благотворительные фонды, а реально повысить уровень жизни в регионе и способствовать изменению социальной структуры. Таковы данные исследования общественного мнения донетчан методом непрямых интервью, проведенного специалистами агентства «Вэйс-Украина».

Выразителем мидл-классовых интересов могла бы стать Тимошенко, тем более что электоральный потенциал здесь весом: при реальных 8,9% названного класса, причисляют себя к нему по опросам от 40 до 47% украинцев. Однако «газовая баронесса» предпочитает оголтелый популизм и заигрывание с пролетариатом, что заведомо проигрышно: на этом поле «пасутся» все, от социалистов с регионалами до силиконовой Верки Сердючки. Вот и получается, что Тимошенко, за исключением яростных ее фанатов в столице и окрест, всем остальным — и большинству народа, и чиновникам, и олигархам, и президенту — чужая.

Избирателю нужна не демагогия ПР о проблеме языка и не рекламные акции БЮТ против повышения тарифов, а привлекательная для большинства, действенная в смысле реального повышения уровня жизни идеология. Но в стране нет партий — выразителей интересов рядовых граждан и нет конкурирующих идеологий. Есть предвыборные фантомы и политтехнологами недоношенные мифы-прикрытия. А за ними, как в России, три реальные силы — крупное чиновничество, крупный капитал, президент. Первое нашло своего кормильца в лице Виктора Федоровича, второй проявляет себя в нескольких кланах, из них самый весомый — Рината Леонидовича, считаться с которым вынуждены все вплоть до президента. Юлии Владимировне, к соблюдению договоренностей не склонной и превыше всего считающей только собственные интересы, в этом раскладе места нет.

Известное желтое издание с понятной целью сравнило Юлию Тимошенко с Марией Дэви. При желании сравнить можно что угодно с чем заблагорассудится, — был бы у таких сравнений заказчик. И если разгул аналогий не наблюдается, то лишь потому, что «фактов всегда достаточно — не хватает фантазии». Но если уж фантазировать на тему схожести пани Тимошенко, то получится Березовский в колготках. Душой и финансами она давно в Лондоне, а на родине — только телом.

Автор: Геннадий Дубовой