Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Дела свидомые

День австрийского флага

Не будем сегодня останавливаться на теме «многовековой государственности Украины». Тем более, похоже, украинцев в этом не мытьем, так катаньем скоро все же убедят.

Но вот о «государственной символике независимой Украины» — это смело даже для нашего времени тотального извращения истории: никто ведь еще не отменил того факта, что жовто-блакитный флаг учредил монарший дом Австрийской империи для своих не ведающих ни о каком таком украинстве подданных. Впрочем, желающие отыскать государственную жовто-блакитную символику в глубине веков приводят свидетельства выдающегося польского историка Яна Длугоша об участии львовского полка в Грюнвальдской битве 1410 года под знаменами с золотым львом на голубом поле.

Стыдливо замалчивается правда, что это были части войска польского, бежавшего с поля боя (тот же Длугош признает, что битва была выиграна только благодаря стойкости смолян: «В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратились в бегство и тем заслужили великую славу»). Опускается и то, что все остальные полки, формировавшиеся на землях современной Украины, выступали в битве под знаменами красными.

Именно этот цвет в ближайшие три века становится определяющим для знамен разного рода украинского казачества. А к середине XIX века, когда Австрийская империя поглотила русские воеводства Польши, красный присутствует уже и на галицийском красно-синем (ничего не напоминает?) знамени.

В 1848 году для нейтрализации польских и мадьярских национально-освободительных движений Вена решает использовать антипольские настроения своего самого «нижнего народа», пребывающего «в двойном подчинении» (собственно австрийцев, а также их непосредственных вассалов — шляхты). Из галичан формируется «национальная» дивизия, и за верноподданнические настроения, проявленные при подавлении венгерского восстания, императрица-мать собственноручно шьет и отсылает им... желто-голубой флаг. Исторически присущий геральдике Юго-Западной Руси красный цвет мать Франца-Иосифа заменила желтым, знаменующим причастность к желто-черной геральдике империи Габсбургов. В таком виде это знамя и было принято Грушевским в качестве флага Украины. И хотя известнейший украинофил историк Крипьякевич предлагал в память о запорожском казачестве принять в качестве национального цвета красный, его отмели как имеющий отношение к русским революциям.

Как видим, спустя 87 лет массовка «революции на Майдане» не совсем к месту окрасила мантру «Свободу не спинити» в исторически антиреволюционные цвета (не считать же объектом геральдики помаранчевый цвет символики, принадлежащей лично Андрею Викторовичу Ющенко).

Видимо, предвидя подобные конфузы, разогнавший грушевскую Раду Скоропадский перевернул полосы флага, запустив «миф» о пшеничном поле и голубом небе.

Кстати, и в нынешней конституции Украины так и не определено, какая из полос верхняя, а какая — нижняя. Значит, нас неминуемо ждет возвращение к вопросу о символике государства. Поэтому, учитывая внешнеполитические предпочтения его главы, позволим себе напомнить и о еще одном предложении обожаемого им Грушевского: «Можна було б узяти за знак нової України золоті (жовті) звізди на синім тлі, по числу земель Української республіки».

Впрочем, за исключением событий последнего пятнадцатилетия жовто-блакитная символика исторически все же большей частью была связана не с американским, а с германским вмешательством в дела, происходящие на территории современной Украины.

Как мы убедились, ее рождение было связано с германским субэтносом эстеррайхер — титульной нацией Австрийской империи. Грушевский, отстаивая именно этот выбор, руководствовался принципами германской геральдики. На восток современной Украины флаг Скоропадского был принесен также на немецких штыках, утопивших в крови Донецко-Криворожскую республику. Ну и, конечно, Великая Отечественная война, когда сине-желтый флаг использовался дивизией СС «Галичина» и бандеровскими формированиями.

Поэтому не стоит так уж строго осуждать тот пафос, с которым заслуженный поэт Советской Украины, в прошлом — пламенный коммунист, а ныне руховец и певец «незалежности» Дмытро Павлычко столь неудачно пророчествовал насчет нынешней державной символики:

Тож не вдалось огидливим ізгоям
Вас отруїти жовто-синім гноєм...

Автор: Сергей Бовин