Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Дела разумные

Михаил Чечетов: «Через несколько месяцев народ сам вынесет Тимошенко из кабинета»

Председатель Фонда госимущества в 2003-2005 годах Михаил Чечетов не понаслышке знает о проблемах этой структуры. Ныне народный депутат, член фракции Партии регионов уверен, что скандал вокруг ФГИ только вредит международному имиджу Украины и отпугивает инвесторов. Что же касается приватизации таких рентабельных предприятий, как Одесский припортовый завод, — это преступление.

— В ситуации с Фондом госимущества на чьей Вы стороне?

— Как и Партия регионов, я всегда нахожусь на стороне закона, где защищаются интересы страны и народа. Вы никогда не найдете ни меня, ни моих однопартийцев там, где лоббируются корпоративные интересы или преследуются узкопартийные цели, где политическая конъюнктура ставится выше интересов государства.

— На Ваш взгляд, в скандале с ФГИ присутствуют узкопартийные, корпоративные, личные интересы?

— Ни президенту, ни премьер-министру не делает чести затеянная ими склока вокруг ФГИ и приватизации Одесского припортового завода. Это сильно бьет по международной репутации Украины, снижает инвестиционный климат. Серьезный инвестор, готовый вложить миллионы и миллиарды в Украину, увидев, что президент и премьер, которые, вроде бы, принадлежат к одной команде, выступают, как два врага, станут выжидать.

Понять эту проблему можно, лишь посмотрев на нее через призму будущих президентских выборов. Борьба за ФГИ — первый этап президентской кампании, где столкнулись два представителя от «оранжевой» группировки — Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, борясь за то, кто из них станет главным конкурентом Виктору Януковичу. Если в ситуации с Фондом госимущества дожмет Ющенко, то у него появятся шансы стать конкурентом на президентских выборах. Если Тимошенко — тогда у Ющенко практически не будет шансов. Народ поймет, кто в доме с «оранжевой» крышей хозяин.

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения закона — он на стороне президента. Но проблема в том, что Ющенко первым стал топтаться по Конституции, когда в 2007 затеял игру с досрочными парламентскими выборами, руководствуясь не буквой закона и Конституции, а каким-то духом. Позже Тимошенко издала распоряжение о том, что, что сотрудники налоговой и таможенной служб могут не выполнять решения судов. В итоге попирание законодательных норм бумерангом вернулось к ним. В ситуации с ФГИ на закон смотрят двояко: тот, кто пережмет, тот и победит.

До сих пор чаша весов колебалась. Потом вступила тяжелая артиллерия — глава президентского Секретариата Виктор Балога разослал директиву региональным главам ФГИ, запрещающую им присутствовать на совещании в Кабмине. После этого Тимошенко выбросила белый флаг, заявив устами исполняющего обязанности главы ФГИ Андрея Портнова, что совещания не будет.

— Тимошенко во что бы то ни стало хочет приватизировать ОПЗ. Насколько это выгодно для государства?

— После провозглашения независимости Украины приватизация стала локомотивом рыночных реформ и носила в какой-то мере идеологический характер. Сейчас у нас государство с рыночной экономикой, и нет острой необходимости приватизировать лишние пять-шесть заводов, поскольку уже давно создана критическая масса рыночных реформ, и точка возможного возврата к командно-административной системе осталась в прошлом. Но есть те политики, которые рассматривают приватизацию примитивно — как источник пополнения доходной части бюджета, чтобы потом эти деньги бросить исключительно на проедание, финансирование социальных программ.

Глупо продавать уникальные стратегические объекты, которые лежат в основе национальной экономической безопасности страны, чтобы потом бросить полученные деньги в бюджетную печку. Прежде всего, это финансирование бредовых популистских идей Кабинета Министров, который хочет таким образом получить дешевые политические дивиденды на будущие президентские и парламентские выборы. В итоге это ударит новым ростом цен. Людей можно и раз, и два обмануть. Но экономику не обманешь. За популизм в экономической политике она очень жестко мстит. И, прежде всего, ростом цен. Тот, кто сегодня получает тысячу гривень зарплаты, в конце года не сможет купить за эти деньги и хорошего гуся к новогоднему столу.

Приватизацию надо рассматривать как лечение. Если предприятие катится к банкротству, его надо поднимать. Для этого нужны деньги. Но у государства их нет. Тогда предприятие надо продать, чтобы пришел инвестор, вложил деньги, обеспечил его развитие, сделал конкурентоспособным. Иными словами, вылечил бы предприятие. Но продавать государственное предприятие, которое хорошо работает, получает огромную прибыль и имеет стратегическую перспективу, — просто преступление. В этом случае ради политической конъюнктуры жертвуют интересами государства.

Виктор Янукович, будучи премьером в 2007 году, тоже мог под выборы продать Одесский припортовый завод, «Укртелеком», «Турбоатом» и бросить деньги на повышение зарплаты, пенсий, социальных выплат, чтобы получить дополнительные 4-5% на выборах. Но потом бы все это обернулось, как и сегодня, огромной инфляцией. Поэтому правительство Януковича не пошло на это, понимая, что впереди зима, надо платить за энергоресурсы. Интересы страны превалировали над соблазном получить дешевые политические дивиденды. Тимошенко же пожертвовала интересами страны ради сиюминутного успеха. Потом она спокойно уйдет, сказав: «Мне ж не дали провести реформы. За то, что инфляция все съест в сентябре, я не отвечаю». Ющенко это понимает, поэтому поддержал позицию Партии регионов: приватизация не должна носить фискальный характер, и продавать лучшие стратегические объекты ради получения сиюминутной выгоды какой-то политической силы просто преступно.

— Что надо предпринять, чтобы оздоровить украинскую экономику и приостановить тот кризис, в который погружается государство?

— Политика социального популизма, которую проводит Кабмин Тимошенко, не имеет будущего. Необходимо диаметрально противоположно поменять ее направление. Политика проедания национального богатства дает возможность быстро получить политические дивиденды, показывая, что власть, вроде бы, заботится о людях, повышая выплаты. Кое-кто думает, что уровень жизни зависит от количества денежных бумажек. Но повышение зарплаты и социальных выплат тогда приводит к улучшению жизни, когда в его основе лежит рост экономики. Без товарного обеспечения деньги обесценятся. Тимошенко пытается без обеспечения роста экономики набить ее деньгами, что приведет к инфляции. Кстати, на Украине сегодня самая высокая инфляция на территории СНГ.

Считаю, что премьер должна признать публично свои ошибки, покаяться перед людьми в том, что ее политика бесперспективна, и призвать всех лучших экономистов страны вместе разработать программу выхода из кризиса. В противном случае пусть она испьет свою чашу до дна, когда ситуация дойдет до крайней межи. Думаю, через несколько месяцев народ сам вынесет Тимошенко из кабинета.

— Почему инфляция достигла за три месяца годового уровня? Неужели повлияла только выплата тысячи гривень?

— Знаете в чем ошибка людей, которые говорят, что это «всего лишь» тысяча гривень? Где сейчас создается инфляция? К примеру, на рынке товаров есть золото, дорогие машины, дачи на Канарах, коттеджи. Тот, кто получит тысячу гривень, не пойдет покупать эти дорогостоящие товары, а вложит в продукты питания, одежду, предметы первой необходимости. Если бы эта тысяча распределилась равномерно по всему рынку товаров и услуг, была бы иная ситуация. А так она пошла на небольшой сегмент. Добавьте повышение цены на газ. Людей пугает не столько вброс денег в оборот, как инфляционные ожидания. В обычной ситуации человек, возможно, не покупал бы те или иные товары, но сегодня он считает за лучшее купить, к примеру, сахара или гречки на полгода вперед. Таким образом и повышаются цены.

— Принятие изменений к бюджету может повлиять на ситуацию? Когда вообще возможно внесение изменений в главный финансовый документ государства?

— Власть попирает закон, как может. Бюджет на 2008 год принимался с условием, что до 1 марта в него будут внесены изменения. Уже май, а правительство до сих пор не предоставило в Верховную Раду этот законопроект. Партия регионов считает, что сейчас главный вопрос — не выборы мэров Киева или Харькова, а внесение изменений в бюджет. Надо сориентировать бюджетный ресурс на то, чтобы деньги не сжигались в топке инфляционных социальных расходов, а работали на перспективу. В чем главная отличительная черта правительства Януковича от правительства Тимошенко? Кабмин Януковича зарабатывал деньги, а Тимошенко — тратит. Причем бездарно. Мы требуем поставить немедленно в повестку дня рассмотрение бюджета. Это вопрос жизни государства.

— Юлия Тимошенко недавно пообещала за долги реприватизировать облэнерго...

— Существует юридическая процедура. Если частное предприятие, каковыми являются облэнерго, не погашает кредиты, то кредиторы могут через суд объявить его банкротом. Государство к ним не имеет никакого отношения. У Тимошенко это уже необольшевистские замашки. Это опять-таки популистские заявления, чтобы, запудрив мозги народу, показать кто в доме хозяин — премьер Тимошенко или президент Ющенко.

— В ситуации с модернизацией газотранспортной системы какой выход самый оптимальный?

— Беда Тимошенко в том, что она пытается выжать все деньги и сразу проесть, не думая о завтрашнем дне. Это касается и «Нефтегаза». Огромное хозяйство надо поддерживать — ремонтировать, модернизировать, делать инвестиции. Для этого необходимо, чтобы у «Нефтегаза» из заработанной прибыли что-то оставалось на развитие предприятия. В данном же случае, как в той пословице: «Хотят козла отпущения еще и доить». Государство, прежде всего, должно повернуться лицом к промышленности. Необходимо снизить налоговый пресс, дать возможность большей части прибыли остаться на предприятиях, чтобы они могли модернизировать свою технологическую базу. Политика по отношению к «Нефтегазу» просто губительная. Под прикрытием популистских лозунгов практически все финансовые ресурсы изымают, чтобы потом бездарно раздать.

— Как отразится на украинских гражданах предполагаемое повышение цены на газ?

— Нравится кому-то Россия или нет — это дело личное. Так можно рассуждать на бытовом уровне. Государственный деятель не имеет права на эмоции. Он должен подходить прагматично, реалистично, с учетом государственных интересов. И должен понимать, что из четырех кубометров газа, употребляемых в Украине, только один добывается у нас. Поэтому тот, кто находится у «руля» страны, должен выстраивать отношения с нашим главным стратегическим партнером и вечным соседом так, чтобы это не сказалось на нашей энергетической безопасности. Россия всегда шла нам навстречу. Мы получали газ по самой низкой цене. Понятно, что рано или поздно пришлось бы переходить на европейские цены. В свое время между премьером Януковичем и президентом Путиным была достигнута договоренность о том, что переход будет поэтапным — в течение 4-5 лет. За этот период отечественная промышленность могла бы адаптироваться к новым ценам за счет внедрения энергосберегающих технологий. Отсюда цена — 179,5 доллара за тысячу кубометров газа — самая низкая во всей Европе.

Но Тимошенко все поломала. В итоге с 1 января 2009 года цена на газ подскочит в 2,5 раза. Это приведет к тому, что часть украинского промышленного комплекса превратится в кладбище. Высокие цены на продукцию сделают предприятия неконкурентоспособными. Правительство уже запланировало ежемесячное повышение цены на газ для населения на 5%. К концу года это составит около 35%. В Кабмине понимают, что надо отремонтировать магистральные газопроводы, иначе начнется катастрофа. Так или иначе, ценового шока в следующем году не избежать. Думаю, Родина должна знать всех своих «героев» в лицо и поименно.

— Будет ли способствовать завершение конституционной реформы преодолению политических кризисов в будущем? Какие основные положения таких изменений видит Партия регионов?

— На Украине, к сожалению, Конституция меняется под конъюнктурные желания тех или иных политиков, которые приходят к власти. Американской конституции — 300 лет, и за это время внесено около двух десятков поправок. У нас же за 17 лет независимости в третий раз хотят ее изменить. Конституция — фундамент государственного здания, на базе которого принимаются законы. На Украине только выстроили многоэтажное государственное здание, еще и крышу на здании сделать не успели, как кто-то говорит, что Конституция плохая. Разрушают фундамент, рушат стены и начинают все снова. Поэтому так некомфортно и неуютно живется нашему народу.

Наше государство уникальное, поскольку умудряется сегодня де-факто сразу жить по двум Конституциям. Во время президентства Кучмы Ющенко и Тимошенко утверждали, что у главы государства много власти, что ведет к ее узурпации. Поэтому предложили демократизировать форму управления и перейти к парламентско-президентской или парламентской форме правления. Но частично реформу на уровне верхних эшелонов власти провели, а в регионах так и осталось по-старому: губернаторов по-прежнему назначает президент. Иными словами, одни ездят по правой стороне, а другие — по левой. Согласно действующей Конституции, президент и премьер постоянно едут лоб в лоб, а Балога газует.

Но взгляды на завершение конституционной реформы у всех разные. Ющенко теперь говорит, что надо вернуться назад к президентской форме правления. Тимошенко выступает за парламентскую республику, где президент исполняет исключительно представительские функции. Коммунисты утверждают, что президент вообще не нужен. В программе Партии регионов записано: поскольку мы уже пошли по пути перехода в парламентско-президентскую республику, то необходимо довести политреформу до конца, дать возможность народу избирать губернаторов, а местным советам создавать исполнительную власть.

Главное — политические силы должны достичь консенсуса в понимании философии завершения конституционного процесса. Это объединит страну, консолидирует общество. Но если какая-то политическая сила или ветвь власти, используя административный ресурс, попытается навязать свою точку зрения, раскол усугубится. Поэтому ключевая задача — за круглым столом доработать и создать такой документ, который бы устраивал большинство политических сил. Здесь спешка не нужна. Пока не выйдем на консолидированный документ, его принимать нельзя. Партия регионов будет доказывать, что лучший вариант — парламентско-президентская форма правления, где полномочия президента будут несколько урезаны, а центр тяжести власти переместится в парламент и правительство.

— Как долго продержится коалиция, и не станет ли отставка правительства причиной досрочных выборов?

— Юлии Тимошенко уже давно надо было уйти, когда ее популярность была на пике. Теперь ее рейтинг обвалился, люди видят астрономические цены. Не уверен, что премьер публично признается в своих ошибках. Вопрос в том, сколько терпения хватит у общества и президента. Глава государства отвечает за ситуацию в стране. Народный гнев может переключиться с Тимошенко на Ющенко. Украинские граждане могут спросить: куда он смотрит, почему не отправляет в отставку?

Уход Тимошенко может быть связан с переформатированием коалиции. Или это будет означать досрочные выборы. Но от выборов добра людям нет. Деньги, которые могли пойти на социальные выплаты или развитие экономики, будут вновь выброшены на них. Власть будет отвлечена от решения злободневных проблем и, в свою очередь, будет заниматься плакатами, митингами, листовками. Это опять торможение экономических реформ, соответственно, не будут повышаться социальные стандарты. Как-то во время встречи с избирателями меня спросили, есть ли во власти хотя бы один человек, думающий по-настоящему о стране? У нас же одни выборы за выборами! Уже пятый год подряд постоянно митингуют, свистят, дудят. И предложили избирать все органы власти (в том числе — и президента) в один год, чтобы потом несколько лет спокойно работать. Так что хорошего в еще одних досрочных выборах ничего нет. Но если будут приняты изменения к Конституции, возможность досрочной избирательной кампании исключать нельзя.

Автор: Инна Жолобович