Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Колонка редактора

Виноват, не виноват... Слышь, верни брусчатку, гад!

Исторически ценная брусчатка XIX века, которую убрали с улиц Успенской, Тираспольской, Колонтаевской и Приморского бульвара, хранится в ужасных условиях. Представители городской власти ранее заявляли о том, что при демонтаже булыжных мостовых каждый камень на счету. Кроме того, в мэрии рассказывали, что брусчатка никуда не денется. Со специального склада! Журналисты «НД» провели собственное расследование и убедились в том, что горисполком распространяет, мягко говоря, неправдивую информацию.

Вот он, тот специальный склад, на котором хранится брусчатка, признанная объектом культурного наследия. Булыжники, как видите, просто свалены в кучи. За сохранность ценного камня отвечает коммунальное предприятие «Городские дороги». Впрочем, точнее будет сказать: скорее, не отвечает.

А один из высокопоставленных чиновников города, попросивший не называть его имени, объяснил, что подобные условия хранения очень удобны для незаконной торговли брусчаткой, ведь, сколько ее на складе, невозможно посчитать. Не об этом, наверное, мечтал губернатор Воронцов, когда в двадцатых годах XIX века начинал мостить Одессу итальянским гранитом.

Мы обратились за комментариями к специалисту.

Олег ГУБАРЬ, краевед:

— Воронцов финансировал создание специальных судов — блэк-шоутов — чтобы транспортировать этот букский гранит. Оказалось, что это очень дорого. Настолько, что транспортировка оказалась дороже самого материала. Несомненно, наша брусчатка — это очень дорогой строительный материал. Одно дело — штампованная плитка из глины или клинкера. Другое — вручную обработанный гранитоид!

В течение последних нескольких лет такое привычное одесситам и гостям города брусчатое мощение, что называется, тает на глазах. Успенская, Колонтаевская, Тираспольская и Приморский бульвар либо уже закатаны в асфальт, либо находятся в процессе ремонтно-реконструкционных работ. В мэрии заявляют, что снятую брусчатку пересчитывают поштучно и хранят с подобающим историческому наследию трепетом. Как именно, можно увидеть на улице Промышленной. В свою очередь те, кто по долгу службы обязан охранять исторические памятники, заявляют о своем бессилии защитить брусчатку. Областное управление охраны объектов культурного наследия уже подавало запрос о том, чтобы придать булыжному мощению статус исторического наследия.

Наталья ШТЕРБУЛЬ, начальник областного управления охраны объектов культурного наследия:

— Эксперты сочли невозможным включение булыжных мостовых как отдельного объекта культурного наследия в список памятников. Было просто предложено, чтобы булыжные мостовые, как элемент исторической среды, все-таки сохранялись.

Благоустройство, ремонт дорог, улучшение качества автомобильного движения... Именно эти причины городская власть назвала поводом для начала демонтажа брусчатого покрытия на Успенской, Колонтаевской и Тираспольской. Подобную причину назвали и при реконструкции Приморского бульвара. Брусчатка, видите ли, не обеспечивает необходимой проезжаемости... Вот что ответил чиновник горисполкома на вопрос журналистов, зачем же на Приморском, где автомобильное движение запрещено, исторический гранит заменили на современную плитку.

Александр КОЗЛОВСКИЙ заместитель начальника городского управления ЖКХ:

— Скажем так, брусчатка просто потеряла свою форму, она не годится... Она не обеспечивает проезжаемость автомобилей.

Кроме исторической ценности, брусчатка ещё имеет и ценность эстетическую. Поэтому, когда под предлогом благоустройства улиц в многомиллионных ремонтных работах аутентичную эстетику меняют на современный асфальт сомнительного качества, одесситы чаще вместо «Спасибо городской власти!» говорят об отмывании денег и разворовывании брусчатки для обустройства чьих-то дач. А еще — жалуются на качество такого благоустройства.

Наталья ШИФЕР, живет на улице Тираспольской:

— Это часть старого города, жалко менять брусчатку на асфальт, на эти трамвайные, вроде бы, бесшумные линии менять. Вот посмотришь на Преображенскую — там все так же грохочет... В любом случае, брусчатка придает какой-то колорит городу, его улицам, историческому центру и всему остальному.

Кстати, то же самое можно сказать и о реконструированной Колонтаевской. Тут, как и на Преображенской, произвели замену брусчатки на асфальт и установили так называемую бесшумную трамвайную линию. В результате трамвай все так же шумит, а когда во время дождя на разогретый асфальт попадает вода, от испарений становится невозможно дышать.

Любовь КАРПУХИНА, одесситка, проживает на улице Колонтаевской:

— Испарение идет! Идет страшное испарение! А от брусчатки этого не было. Трамвай как гремел, так гремит. И будет греметь, вы понимаете? Ту старую брусчатку, я считаю, нельзя было убирать. Это Одесса, это красота наша.

Но, как говаривал наш первый президент, имеем, что имеем. Сняли брусчатку XIX века, положили асфальт. А кое где сняли асфальт и положили брусчатку. Не «историческую», а вполне современную. Через пару лет она сломалась. Ее опять заменили асфальтом. Подобные операции с аутентичным булыжным мощением напоминают игру мэрии в складывание пазла или мозаики. Только в качестве фрагментов пазла — историческое наследие города! И игра эта для городского бюджета влетает не в копеечку, а в десятки миллионов гривень. По слухам, следующим полигоном для забав Гурвица и компании может стать еще одна визитная карточка Одессы — Французский бульвар. Ведь там так много красивых и дорогих камешков.

Развивающая пазл-игра «Дорожные знаки» Ее особенно рекомендуют тем, кто ну никак не может сидеть без дела и все время что-то перекладывает с места на место. При этом специалисты отмечают, что данные пазлы не вредят муниципальной архитектуре и не разрушают исторический облик города. Стоит 21 гривню 40 копеек. Рекомендуем.

Автор: Руслан Смещук