Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Оранжевые клоуны

King Makers for Tymoshenko

Первая встреча представителей штаба Юлии Тимошенко с американцами политтехнологами состоялась 29 июня. Встреча прошла поздно вечером в штабе БЮТ в Киеве на улице Туровской

Американские политтехнологи окончательно завоевали украинский рынок. Еще в конце 2004 года Ринат Ахметов и Борис Колесников пригласили в штаб Виктора Януковича группу технологов-республиканцев под руководством Пола Манафорта, близкого к бывшему вице-президенту США Дику Чейни.

3 года спустя к услугам штатовских специалистов обратились люди из окружения Виктора Ющенко. На досрочных парламентских выборах-2007 замглавы избирательного штаба НУНС Иван Васюнык при содействии Екатерины Ющенко приобщил к работе штаба группу консультантов из демократического лагеря под руководством легендарного Джеймса Карвилла, некогда возглавлявшего команду Билла Клинтона.

Прошло еще 2 года, и пал последний форпост: в июне этого года американцы появились в штабе Юлии Тимошенко. На досрочных выборах в Верховную Раду 2007 года штаб БЮТа пользовался услугами российского технолога Алексея Ситникова. Но никогда ранее технологи из-за рубежа не играли столь серьезной роли, которая отводится на предстоящих президентских выборах американцам.

В распоряжении журналистов оказался практически весь пакет презентационных слайдов, которые демонстрировали иностранные технологи лично Юлии Тимошенко во время ознакомительной встречи. По просьбе источника редакция приняла решение не опубликовать оригинал документа, чтобы сохранить его анонимность.

Судя по дате, указанной на слайдах, первая встреча представителей штаба Юлии Тимошенко с американцами состоялась 29 июня. Встреча прошла поздно вечером в штабе БЮТ в Киеве на улице Туровской.

Достоверно установить состав американской делегации не удалось — источнику иностранные фамилии не запомнились.

Единственная аббревиатура, которая осталась в памяти после первой встречи, — AKPD.

Спустя некоторое время эта аббревиатура всплыла еще раз. 18 августа в СМИ появились результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром социальных и маркетинговых исследований «СОЦИС», согласно которым в 1-м туре президентских выборов Виктор Янукович набирает 25%, а Юлия Тимошенко — 20,5%. При этом отдельно подчеркивалось, что «опрос проводился по заказу и по анкете американской компании AKPD Message and Media».

Чтобы восстановить остальные звенья цепи, этого оказалось достаточно.

Итак, знакомьтесь: AKPD — это сокращенное название компании AKPD Message and Media — одной из самых известных в США PR-компаний, основанной в 1985 году в Чикаго, штат Иллинойс.

Именно в Иллинойсе начинал свою политическую карьеру 29 летний сенатор Барак Обама. И впоследствии выходцы именно из этого штата составили ключевую группу руководителей штаба Обамы в 2007-2009 годах.

Аббревиатура AKPD расшифровывается как David Axelrod, John Kupper, David Plouff & John Del Cecato. Все перечисленные лица так или иначе напрямую причастны к победе Барака Обамы. Двое из них после успешно проведенной кампании стали легендами в среде американских политконсультантов.

Дэвид Плуфф — руководитель штаба Барака Обамы. Проведенная им президентская компания была признана в США самой эффективной за всю историю страны, а Международный союз консультантов недавно назвал Плуффа одним из лучших кураторов избирательной кампании в новейшей истории.

Дэвид Аксельрод — основатель AKPD Message and Media. Он оброс легендами еще в ходе президентской кампании. Его называли серым кардиналом штаба, а истории о влиянии Дэвида на Обаму до сих пор выглядят невероятными.

Люди из окружения нынешнего хозяина Белого дома утверждали, что Аксельрод запрещал будущему президенту США посещать на выходных семью в Чикаго, чтобы кандидат не отлучался от кампании. По их словам, во время президентской гонки Барак Обама перед сном получал личный инструктаж о планах на следующий день от Аксельрода.

После избрания Барака Обамы президентом США Дэвид Аксельрод перешел на работу в Белый дом в качестве главного советника главы государства. В Штатах это стало сенсацией: как правило, специалисты такого уровня предпочитают работать наемными консультантами кандидатов от кампании к кампании и никогда не углубляются в саму политику.

Смогут ли американцы стать столь же влиятельными в штабе Юлии Тимошенко, пока неясно….

Нам стал известен полный список иностранных консультантов премьер-министра.

В эту группу входят 9 человек. И, по всей видимости, иерархия в этой группе будет такой же, как и в команде Обамы в 2008 году.

Ларри Гризолано — лидер команды AKPD, по прозвищу «Gris».

Гризолано занимается политическим консультированием уже более 25 лет. Свою карьеру он начинал как организатор и руководитель «полевых работ», а сейчас известен как специалист по медиа и советник руководителей многих избирательных кампаний в США.

Из всей команды, прибывшей в штаб Юлии Тимошенко, Ларри Гризолано — самый близкий человек к Дэвиду Аксельроду.

До работы в команде Барака Обамы Гризолано консультировал две президентские кампании: в 1992 году он готовил предварительную общенациональную кампанию Билла Клинтона, а в 2004-м помог Джону Керри стать главным претендентом на пост главы государства от Демократической партии. Гризолано также достаточно близко знаком с нынешним вице-президентом США Джо Байденом. К победной кампании нынешнего хозяина Белого дома Ларри присоединился намного позже остальных членов команды. Переговоры о работе в штабе с ним вел лично Дэвид Аксельрод. Кроме того, он руководил исследованием общественного мнения проектов «Obama for America» и «Obama-Biden 2008». Его исследования легли в основу разработки стратегии всей кампании.

В презентации говорится, что трое из них будут осуществлять «надзор за каждым аспектом кампании».

Джеф Линк — основатель компании Link Strategies, известной тем, что в 2000 году обслуживала президентскую кампанию Эла Гора.

Свою карьеру Линк начинал с избирательных кампаний сенатора Тома Харкинса. В 1992 году под руководством Джефа Линка сенатор проиграл борьбу за право стать кандидатом в президенты США от Демократической партии. Еще 10 лет спустя, во время очередных выборов в Сенат, Линк снова возглавил штаб Харкинса. Но в самый разгар кампании был вынужден уйти в отставку в связи с тем, что его младший помощник занимался шпионажем в штабе оппонентов.

Линк — один из двух членов команды, десантировавшихся в штаб Юлии Тимошенко, имеющий опыт ведения кампаний не только в США. Правда, опыт Линка за пределами США можно назвать скорее экзотическим, чем заслуживающим внимания: 15 лет назад американский технолог управлял избирательной кампанией одной из партий на парламентских выборах на… Арубе.

Чтобы понять масштабы кампании, надо сказать, что Аруба — это остров на юге Карибского моря, площадь суши на котором составляет 193 км, а общая численность населения — 105 тысяч человек.

Дэвид Хамфервиль — загадка в команде американских технологов. Согласно презентации, этот человек должен стать руководителем всей президентской кампании Юлии Тимошенко со стороны американцев.

Но вопреки тому, что американцы предлагают Дэвида Хамфервиля в качестве руководителя кампании, в открытых источниках упоминаний о нем не нашлось. Его также не смогли вспомнить некоторые политические обозреватели, опрошенные нами.

Если верить презентации, Хамфервиль «руководил президентскими кампаниями в Европе, Северной Америке и Африке». Он также «работал консультантом в ООН и в Государственном департаменте США в проектах, связанных с выборами».

И совсем неординарный факт из биографии Хамфервиля: он консультировал коалицию коммерческих и политических лидеров, добивавшихся досрочных выборов в Венесуэле.

Джо Голдберг — третий представитель компании AKPD Message and Media, который также будет курировать избирательную стратегию Тимошенко.

Голдберг — один из рядовых специалистов фирмы, не замеченных иностранной прессой: в открытых источниках информации никаких упоминаний его имени не нашлось.

Продолжение следует…

Автор: Мустафа Найем