Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Как не сложилась славянская Франция

Сперва — небольшая цитата из любопытного и во многом судьбоносного документа, принятого Верховным Советом УССР ровно 15 лет назад: «...—исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, продолжая тысячелетнюю (!!!) традицию государственного строительства в Украине, Верховная Рада провозглашает независимость Украины».

С тех пор утекло немало воды. Смолкли залпы салютов и сладкие речи. Настало время обратиться к статистике.

На сегодняшний день Украина имеет такой экономический фундамент, о котором мы не могли и думать последние 15 лет. За последний месяц прирост ВВП составил 9,3%. «У какой страны, даже с нефтью и газом, есть такой прирост?» — разогревал себя и окружающее пространство Виктор Андреевич с трибуны слета украинцев, чьи отцы и деды воевали отнюдь не на стороне антигитлеровской коалиции. При этом гарант не преминул лягнуть Россию (а кто их, кредиторов, любит). Неловко, право, ставить под сомнение рекламируемую дважды академиком цифирь эпохального роста экономики, но есть замечания. ВВП по законам статистики и той же экономики всегда сравнивают с соответствующим периодом прошлого года. Такое сравнение дает более объективную картину. В июле у нас случилась кондовая битва за урожай, потому и прирост июля к июню может быть приличным.

Однако я из данных Госкомстата не увидел фундаментального прироста ВВП. Можете сами убедиться. Изменения реального ВВП (нарастающим итогом в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Наш всенародно избранный славен некоторой философской отстраненностью от бытия державы и запросто может засветить в публику не вполне корректной информацией.

Маемо тэ, що маемо

Фиксируя появление экономического фундамента, о котором мы не могли и думать последние 15 лет, логично посмотреть на себя через призму некоторых важных показателей, сверяя их с данными, которые Украина имела за год до судьбоносного референдума, застолбившего за республикой право именоваться независимой державой. С пониманием относясь к определению, что есть наука и есть статистика, я исключил виртуальные процентные величины объявленного сокрушительного роста экономики, предпочтя им скучную материю конкретных физических величин, почерпнутую из недр Госкомстата. Процент на хлеб не намажешь, и в поле пахать не выгонишь.

Показатели мрачные. Не сложилась славянская Франция, которую нам обещали организовать в несколько лет адепты незалежности. Наоборот, промышленность колоссально деградировала. Впору менять элиту нации, но как это сделать? Вот уже 15 лет происходит круговорот во власти одних и тех же лиц. У нас случилась демократия, и спросить за профнепригодность, злой умысел или элементарное зоологическое стяжательство не представляется возможным. Пример тому судьба известного украинского пустобола пана Ивченко. Доведя за год с небольшим вверенную ему компанию до банкротства, он целехоньким всплыл в ВР на посту головы наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины». Известно, что некоторые продукты жизнедеятельности человека не тонут. Это закон физики и нашей демократии.

ВВП

Общее падение ВВП в период 1990-1998 гг. в Украине превысило 60%, а индекс промышленного производства упал на 73,4%. Страна оказалась единственным государством региона, в котором не был зафиксирован экономический рост на протяжении 1990-х годов. К месту будет упомянуто, что при Ющенко — председателе правления НБУ страна свалилась в штопор гиперинфляции. Купоно-карбованец с отметки 34 тысячи за один доллар в конце 1993 года опустился до 190-200 тысяч к концу 1995 года. Стало ясно, что народ ободрали как липку. Это была рукотворная катастрофа, беспрецедентная в мировой практике, она сопоставима разве что с потерями, которые несет государство в результате тяжелого поражения в тотальной войне.

Приватизация: эпоха великой суеты

Частная собственность совсем не доказала своего первенства в соревновании с государственной, даже в самих западных странах. Имеется уйма примеров, когда государственные компании при умелом менеджменте гораздо более эффективны приватизированных предприятий. Пример, который под рукой, — российская мегакомпания «Газпром». Не зря западные друзья никак не могут угомониться, постоянно требуя распилить ее на несколько частных компаний.

Но элитой нации было принято решение распасовать народное хозяйство по частным карманам. Собственно, вся операция по обретению незалежности проводилась именно с этой целью.

По сведениям Госкомстата, за 14 лет независимости было приватизировано более 90 тысяч предприятий. На конец 2005 года в государственной собственности оставалось всего лишь около 14% промышленных объектов. Такой грандиозный процесс по изменению формы собственности иначе как обвальным не назовешь. А всяким революционным обвалам, по определению, претит выверенность шагов по созданию нормативно-правового базиса, концептуальность и взвешенность подхода к уникальному в истории государства явлению.

С 1994 по 2005 годы госбюджет заработал на распродаже своей собственности около $8 млрд. Выходит, вся промышленность Украины стоит почти в сорок раз дешевле одного «Газпрома»? Конечно, нет. В 1989 году Академия наук СССР по заданию правительства сделала скрупулезный расчет национального богатства Советского Союза. Оказалось, что только активы империи весят более 1,5 триллиона убитых енотов (у.е.). И это в тех долларах, которые тяжелее нынешних в полтора раза. Мы тогда были девственно наивны и щедры и стоимость своих мозгов совершенно не учитывали. Т.е. интеллектуальная составляющая нашего национального имущества, всякие там ноу-хау, патенты, совершенно не учитывалась. То, что на Западе особенно ценится, советские счетоводы альтруистически обнулили.

Если учесть, что доля Украины в Союзном ВВП равнялась 22%, то можно прикинуть, что наше майно накануне хапка должно было стоить не менее 320 млрд. бакинских рублей. Мне могут возразить, что рынок определяет стоимость товара. А наш товар был невостребован, потому его загнали по дешевке. Если с этим согласиться, значит, надо признать справедливым факт, что одна «Криворожсталь» стоит 2/3 всех украинских активов.

Хаотичный и в массе противоправный ход разгосударствления собственности привел — и не мог не привести — к созданию крупных финансово-промышленных групп, находящихся в симбиозе с властью. А 19 млн. граждан, облагодетельствованных родной державой бесплатными сертификатами, так с ними и остались.

Таким образом проведенная приватизация разделила общество на два класса: суперимущих людей, коих менее одного процента (к ним примыкают 4-5-процентная прослойка обслуги, которая довольствуется крохами с барского стола), и на биомассу, исправно поставляющую голоса на выборах новой украинской элите

Автор: Антон Дальский
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.