Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Прожекты «Механики Украина» — обратной дороги из ада нет

Запроектированные здания — вдвое выше берегового склона. Их панорама со стороны жилых территорий в проекте нигде не показана
Запроектированные здания — вдвое выше берегового склона. Их панорама со стороны жилых территорий в проекте нигде не показана

«О, грязные сердца! О, мерзкие утробы!
Сильней работайте своим вонючим ртом!
Еще глоток вина за этот праздник злобы,
О, Победители, покрытые стыдом!

Дышите мерзостью великолепной вони
И окунайте в яд злых языков концы!
Над вашей головой, скрестив свои ладони,
Поэт вам говорит: «Беснуйтесь, подлецы!»

Даже пьяные, роясь у женщины в чреве,
Вы боитесь, что вся, содрогаясь, бледна,
Задохнувшись презреньем
в божественном гневе,
Вас, паршивых ублюдков, задушит она.

Артюр Рембо

Развернув в 1999 году массовую ликвидацию санаториев и их парковых территорий посредством застройки частными жилыми домами, городские власти воочию убедились в бездействии одесситов, не желающих защищать то, чем бесплатно и безраздельно пользовались на протяжении многих десятилетий.

Бездействие не замедлило принести свои очередные плоды — вскоре властям стало ясно, что противозаконную застройку можно беспрепятственно и безнаказанно развернуть не только в санаторных парках, но также на береговых склонах и пляжах. Проект «Механики Украина» — самое чудовищное преступление депутатов Одесского горсовета перед гражданами Украины и, в первую очередь, перед одесситами.

26.01.08 года в Управлении градостроительства и архитектуры г. Одессы состоялось заседание, на котором обсуждался вопрос застройки приморских береговых склонов в исторической части города, вдоль Французского бульвара.

Члены градсовета настойчиво убеждали друг друга в необходимости превратить единственный уцелевший участок озелененных склонов — от Аркадии до парка Шевченко — в район многоэтажной застройки с объектами обслуживания, автомобильными магистралями, подъездными путями, подземными и надземными паркингами и прочими неизбежными атрибутами «рекреационно-жилой» застройки: газом, водопроводом, канализационной насосной станцией с резервуаром — отстойником по откачке скопившихся нечистот вверх, в общегородскую канализационную сеть, и так далее...

Главным докладчиком был автор проекта, бывший архитектор города (1989-2004) В. Л. Глазырин. Он огласил параметры проектно-планировочной документации на застройку склонов от канатной дороги в Отраде до переулка Кренкеля «греческой» строительной компанией «Механики Украина».

Вот основные из них:

  • Общая площадь участка — 20,2 га;
  • Площадь, попадающая под пятно застройки — 19%; 38612,8 м²;
  • Озелененная территория — 67%;
  • Протяженность участка застройки вдоль побережья — 1,5 км;
  • Парковая зона с дорогами общего пользования — 12,5 га, остальная территория — «ограниченного пользования» для клиентов гостиниц;
  • Общая численность апартаментов — т.е. гостиничных номеров — 911;
  • Подземный паркинг на 923 машиноместа;
  • Два надземных паркинга на 200 и 400 машиномест.

Для получения достоверной картины намеченных мероприятий необходимо начать с другого высказывания Глазырина, которое он привел в своей книге «Градообразующие основы проектирования приморских общественных центров»: «Площадь Одессы — почти миллионного города — составляет всего 13,5 тысячи гектаров, в то время, как все другие города с таким же количеством жителей обычно занимают площадь более 30 тысяч гектаров. Поэтому Одесса переуплотнена. Плотность ее населения составляет 8,5 тысячи жителей на 1 квадратный километр» (Одесса, «Город мастеров», 1999, с. 121).

Согласно приведенным данным, в сравнении с нормальным соотношением, одесситы обделены территорией, по меньшей мере, в 2,5-3 раза.

Что же касается территорий для отдыха, то здесь ситуация еще хуже. Главный архитектор нового генерального плана Одессы, сотрудник Киевского НИИ «Гипроград» Татьяна Несвит, представляя депутатам Одесского горсовета новый генплан на заседании исполкома в ноябре 2007 года, называла конкретные цифры: рекреационная зона города, включая территории приморских береговых склонов и санаториев от общего их числа, составляет лишь 4,5% из 100 возможных. При этом озелененная площадь составляет только 54% от установленной нормы. (Но и эти данные требуют постоянного уточнения с учетом того, что застройка склонов и вырубка парковых территорий наращивает свои темпы. — В.Р.) На заседании градсовета приведенные цифры огласила депутат горсовета В. Казачишина. Особых комментариев здесь не нужно.

Остается добавить, что, по данным облздравотдела, Одесса находится в списке самых неблагополучных городов Украины по количеству онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а кривая этих неизлечимых, смертоносных недугов стремительно растет вверх.

Береговые склоны — единственное в городе место, где одесситы пока что могут дышать свежим воздухом, не пропитанным автомобильными выхлопными газами. Реализация проекта «Механики Украина» означает навсегда лишить их этой возможности, отобрав у миллионного города единственную экологически чистую территорию, нанеся невосполнимый удар по этим ничтожным 4,5% уцелевших рекреационных земель. Фактически речь идет не о курортной или туристической перспективе, а о выборе между жизнью и смертью.

Когда чинуши из горсовета называют цифру 67% в качестве озелененной территории отчуждаемого под застройку участка, это означает, что для начала «мэрия» намерена у вас отобрать только 33% береговых склонов под многоэтажные дома и паркинги, тем самым превратив даже незастроенные участки в обычные межквартальные пространства с клумбочками и малыми архитектурными формами в виде статуй. Вот это власти и называют ландшафтным парком! В таком случае таковым можно считать любую территорию города, не попавшую под пятно застройки. Приведите ее в порядок, разбейте клумбочки, и у вас будет то же самое. Но дышать вам при этом придется только выхлопными газами. В том числе и на побережье, у самого моря, возле «трассы здоровья».

Особое внимание следует обратить на то, что понятие «трасса здоровья» сегодня существует только на словах и лишь до тех пор, пока на склоны не загнали тяжелую строительную технику. В градостроительном обосновании на их застройку фигурирует совсем другое определение: «автомобильная магистраль местного значения». Об этом многократно писалось и говорилось.

И в докладе Глазырина это нашло свое дословное отражение: «Парковая зона с дорогами общего пользования — 12,5 гектара». Какое замечательное сочетание!

Если одесситы допустят реализацию этого проекта, они воочию убедятся в том, что Владимир Львович не шутит, что «трассы здоровья» у них никакой нет и никогда не было, как и самого здоровья, не говоря уж о таких безделицах, как честь и достоинство.

Высота одно-, двух- и трехсекционных зданий в 20 и более этажей вдвое превышает высоту склонов от трассы здоровья до верхней бровки. С высоты этих башен, как назвал их Глазырин, строения клиники Филатова, например, остаются далеко внизу, а с селитебных территорий города вырастает чудовищная панорама гробообразных монстров, уродство которых даже вообразить себе трудно.

Прежде всего это вид с Французского бульвара и проспекта Шевченко. Это вам вместо вида на море, господа одесситы!

Из выступления на градсовете начальника управления инженерной защиты прибрежных территорий г-на Соколова: «Берегозащитные сооружения на этом участке созданы в 1957 году. Расчетный срок их эксплуатации — 25 лет.

На склонах вдоль побережья проходит водоотводящая штольня длиной 17 км. Перпендикулярно к ней расположены водопонижающие штольни. На участке от Отрады до пер. Кренкеля их три, сквозь каждую вытекает по 350 куб. м. воды в час. Под галереей размещены 357 фильтрационных водопонижающих скважины. Почти все они не обслуживаются, в результате чего склоны подтоплены, вода находится на глубине 70-80 см.

Стоимость реконструкции берегозащитных сооружений по проекту — 180 млн. грн. за 1 километр. Их строил весь Советский Союз, но даже тогда средства выделялись Советом Министров поэтапно, их не хватало. Успели построить 2 очереди, третья осталась лишь на бумаге. У Украины таких нет денег. Система берегоукрепления очень сложна. Один из киевских НИИ дал свои положительные заключения на строительство (какой именно, г-н Соколов умолчал. — В. Р.). Намечено размещение свайных полей по всей длине склона».

В качестве истины в последней инстанции, г-н Соколов озвучил гипотезу наших ученых мужей, выдававших положительные заключения на строительство. Ее главная мысль заключается в том, что нижнюю часть склона нужно «пригрузить» массивными, тяжеловесными зданиями, создав своего рода противовес тому, что уже построено наверху, на кромке берегового склона. Иначе эти дома могут сползти в море. «Мы против застройки вверху, на кромке, но не внизу, а точечные посадки в виде многоэтажных зданий пригрузят склон, и мы с вами сможем спокойно спать», — заявил г-н Соколов.

«Чем открывать площадку на новом месте — давайте строить здесь!» «Совершенно безопасны!» «Не город, а сказка!» «Город спасти участок не может, поэтому застройка склонов необходима!» Верьте академикам безоглядно, господа одесситы, и спите спокойно!

Интересно, где находился Соколов, когда согласовывалась документация и принимались решения горсовета о застройке верхней кромки берегового склона многоэтажными жилыми домами?

Еще цитаты из него же: «Мы что, импотенты? Потомки построить смогут, а мы не можем?» «У нас искусственно уположенные, а не природные склоны. Какие там легкие города? Склоны строились не для парка! Какой там парк? Бутылки, мусор вывозится самосвалами. Мы ничего не теряем. Мы находим 12 гектаров парка!»

И все это — в присутствии журналистов, на телекамеры. Возразить Соколову, похоже, некому.

Но тут уже хоть то хорошо, что человек высказал свое мнение без особых лукавств и притворств. Гораздо опасней в этом отношении гг. Глазырин, Касимов и Гурвиц.

Из выступления депутата горсовета г-на Орлова: «Почему заказчик нам диктует свои условия? Стоимость строительства канализации и водопровода очень велика. Кто все это оплатит? Вопросов по геологии больше, чем ответов. В советское время отказались от намерений строить в Отраде гостиницу по причинам геологии. Без согласия населения строительства быть не должно. Мы за два года приняли огромное количество «градобоснований», но ни одно из них не выполнено по строительству тоннелей, что является одной из ключевых составляющих данного проекта. Кто возьмется за строительство этой эстакады? Я опасаюсь, что мы построим гостиницы, и на этом все кончится. Не решив эти вопросы, проект принимать нельзя. Даже если мы его примем, он упрется в проблемы. Одесское побережье — не поля фильтрации!»

Член градостроительного совета г-н Уренев: «Если бы авторы проекта конкретно сказали: что получат от него одесситы? Их не интересует, что на этом кто-то заработает! Внешний вид зданий ужасен! Разверстка ужасна! Склон нигде не показан на картах».

Член исполкома Одесского горсовета г-н Рева:

«Это не подача проекта, это здание, висящее в воздухе. Необходима визуализация и макет. Панорама застройки дана только со стороны моря!!! Общественные слушания обязательны. Проект влечет за собой многократное увеличение нагрузки на пляжи, которых даже по советским меркам было недостаточно».

Депутат Одесского горсовета Валентина Казачишина:

«Как бы вы ни золотили этот проект, по факту вы отбираете у одесситов рекреационную зону. Мы не имеем права строить так близко к морю. Канализацию придется гнать вверх. Малейшая неполадка — и нечистоты рекой польются по склонам в море. Мы уже видели, что это такое. Строительство в зоне оползневой активности нецелесообразно, дорого и рискованно. Укрепление склонов сваями и железобетонными конструкциями может не оправдаться. Подобный эксперимент чреват серьезными последствиями. Мы не Париж и не Рим, чтобы реально рассчитывать на большое количество туристов. В Турции курортно-туристический сезон длится полгода. У нас — только три месяца. Для кого будут строить эти пятизвездочные отели? Посоветуйтесь с городом, проведите общественные слушания. Не берите греха на душу! Не забирайте у одесситов зону отдыха! В городе дышать нечем! Захотят одесситы — будете строить! Не захотят — не имеете права!»

В. Глазырин возмущенно парирует:

«У Вас вопрос или выступление? Прибрежные территории приморских городов выполняются по единой схеме — Чикаго, Барселона, Манхэттен. Примеров много! Рекреационных территорий меньше установленной нормы, гулять вам негде?»

Депутат Одесского горсовета Георгий Селянин:

«Фактически данный проект является центральной, неотъемлемой частью проекта тотальной застройки всех склонов от Аркадии до парка Шевченко, который Э. Гурвиц демонстрировал на заседании исполкома еще год назад».

Мне также довелось присутствовать на этом мероприятии. Напомню читателям, что там происходило. На заседании исполкома Одесского горсовета от 22.02.2007 года Э. Гурвиц продемонстрировал проект застройки береговых склонов от парка им. Шевченко до Аркадии многоэтажными зданиями и четырехполосной автомобильной автострадой на средней террасе береговых склонов вдоль всего побережья, пересекающей акваторию Аркадийской бухты прямо по морю и выходящей к жилому дому «Морская симфония» со стороны парка «Юность». Далее автостраду намечено прокладывать по береговому склону к улице Литературной. Главный архитектор города В. Колокольников пояснил, что, согласно указанному проекту, береговые склоны, по которым пройдет четырехполосная автострада с двусторонним автомобильным движением, становится неотъемлемой частью дорожно-транспортной инфраструктуры города — со светофорами, подъездными путями, подземными переходами и дорожными знаками. Колокольников подчеркнул, что наличие такой автострады диктует необходимость подъезда автотранспорта к тем гостиничным зданиям, под сооружение которых была продана земля береговых склонов и пляжей на земельных торгах.

«Инвестировать строительство автострады готовы владельцы купленных земельных участков, согласие которых уже получено, — заявил тогда Колокольников. — Трасса здоровья при этом будет сохранена». Надо полагать, в виде тротуарной дорожки вдоль четырехполосной автострады.

«Количество машиномест в автомобильных подземных паркингах даже превысит количество номеров в запроектированных многоэтажных гостиницах», — «успокоил» всех Э. Гурвиц.

Улицы, берущие начало от моря (бровки берегового склона), перпендикулярные к побережью, рассмотрены как потенциальные автомобильные спуски к запроектированной автостраде, врезанной в береговой склон.

«Задача эта сложная, но выполнимая...» — подчеркнул Э. Гурвиц, когда обсуждался проект сооружения автомобильного спуска, соединяющего Французский бульвар с четырехполосной автострадой напротив санатория «Россия».

При этом Гурвиц публично пообещал провести общественное обсуждение намеченного проекта. Имитация такового состоялась в феврале 2007 года в Доме болгарской культуры.

Разумеется, «не в виде издевки» на него был выделен лишь один день.

Автор: Виталий Рухлин
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.