Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Муниципальная милиция в отставке?

28 февраля 1998 года Гурвиц довольно откровенно заявил: Одесская городская власть больше «не может ни на кого надеяться и должна рассчитывать только на собственные силы»
28 февраля 1998 года Гурвиц довольно откровенно заявил: Одесская городская власть больше «не может ни на кого надеяться и должна рассчитывать только на собственные силы»

Говорят, в одну реку дважды не войдешь. История — она штука прямолинейная, если и повторяется, то только в виде фарса. На последней сессии городской совет с подачи городского головы Э.Гурвица попытался войти в реку никак не меньше, чем во второй раз. А первый когда был? Вспомним?

Впервые избранный (в результате довольно сомнительной процедуры) руководителем городского самоуправления летом 1994 года Гурвиц обещал все и сразу. То есть за «100 дней». Так и называлась программа деятельности вновь избранного мэра. Обещаний она содержала столько, что любому здравому уму она справедливо представлялась невыполнимой. Кандидат в мэры утверждал, что за 100 дней сможет отремонтировать освещение на одесских улицах, перевести строительство жилья с окраин в исторический центр Одессы, добиться четкой работы городского транспорта. И, что самое грустное, многие верили…

Один пункт программы нового градоначальника вызывал, как показали более поздние события, особый интерес. Это создание муниципальной милиции. Гурвиц заявлял, что его муниципальная милиция, подчиненная городским властям, численностью в тысячу человек, будет заниматься «борьбой с бытовой преступностью». Под бытовой преступностью, мэр, правда, понимал немного-немало обеспечение порядка в городе. Официально. Неофициально — это должна была быть всем крышам крыша, инструмент рэкета и выколачивания бабла из городских коммерсантов. А заодно — личная охрана городского руководства от всяких разных. И личная гвардия Гурвица. Надо ли говорить, какую силу представляет их себя вооруженное формирование численностью в 1000 человек?!

Скоро ли сказка сказывается, но не скоро дело делается. В 1997 году городское начальство провело реконструкцию здания по адресу пр. Шевченко, 8, под казарму будущей муниципальной милиции, которая находилась бы в прямом подчинении и беспрекословно выполняла бы указания горисполкома. Осенью здание готово было принять «муниципалов», но руководство МВД Украины выступило категорическим противником создания незаконных военизированных формирований. Вот тогда Гурвиц начал претворять в жизнь «запасной» вариант: вместо муниципальной милиции создавать мощную муниципальную дружину.

28 февраля 1998 года Одесский городской совет принял решение «О преодолении криминальной ситуации в Одессе», согласно которому «в качестве неотложных мер общественной самозащиты граждан Украины — жителей Одессы необходимо создать временный Комитет по обеспечению государственного и общественного порядка в городе» во главе с депутатом горсовета генералом Александром Малышевым.

Тогда же Эдуард Гурвиц в эфире ТРК «АРТ» обратился к «молодым одесситам, спортсменам, мужчинам» — вступать в ряды новообразованной муниципальной дружины. Гурвиц довольно откровенно заявил: одесская городская власть больше «не может ни на кого надеяться и должна рассчитывать только на собственные силы». И поэтому решила обзавестись собственной силовой структурой, призванной заменить «скомпрометировавшую» себя милицию.

В итоге в здании по проспекту Шевченко, 8, собрали около полусотни дружинников во главе с полковником в отставке Владимиром Столяруком. Но, по словам дежурного по штабу дружины В.Кондратюка, после призыва Э.Гурвица пополнили ее ряды еще несколько добровольцев…

Начальником штаба муниципальной дружины был назначен Валерий Кочетов, именующий себя президентом Одесской правозащитной академии потребителей. Судя по материалам газеты «Одесские известия», в 60-е годы Кочетов отбывал наказание за грабеж и разбой. Да и дружиннички все были как на подбор. Хорошенькую же команду подобрал себе дядя Эдя.

Муниципальная дружина оказалась большим пшиком, как и все, что делает Гурвиц. Ее боевички никак не повлияли ни на снижение уровня бытовой преступности, ни на ситуацию с более серьезными преступлениями. А ведь именно в марте 1998 года в Одессе был совершен ряд резонансных преступлений, к примеру, убит Аникейчик, пропал без вести Варламов. Не помогли дружинники своему начальству и когда бойцы «Беркута» выгоняли расшалившихся не в меру градоуправителей из Одесской мэрии. Тем не менее тот пшик, несмотря на присутствие комедийных элементов, можно назвать серьезной трагедией в современной истории Одессы.

Сегодня многое в Одессе напоминает середину 90-х. Тот же дерибан земли, те же резонансные преступления. Представители МВД отмечают рост уличной преступности в Одессе в последний год. По словам замначальника Одесского горУВД Николая Добрынина, прирост уличной преступности с начала года составляет примерно 4 процента. А мечты градоначальника все те же. На сей раз облаченные в благородные одежды городской программы профилактики преступности, укрепления правопорядка, охраны прав и свободы граждан. Такая себе красивая программа на кучу пунктов. Правда, если внимательно читать, вскрываются интересные вещи.

Например, пункт, предусматривающий «анализ характера процессов, происходящих в религиозной среде города, с целью своевременного выявления проявлений сепаратистских настроений, локализации деятельности заграничных тоталитарных религиозных организаций и отдельных ее представителей». Пункт вполне популистский и мог бы стать предметом гордости городского головы, если бы не одно но… В нашей стране действует свобода вероисповедания, — так, по крайней мере, следует из Конституции. Какие организации являются тоталитарными, без приговора суда определить невозможно, а граждане, проталкивающие тоталитарные религиозные идеи, являются предметом законного интереса СБУ, если, конечно, несут в себе угрозу для общества. Еще более запутанным является понятие «сепаратистских процессов». От кого и чего сепаратистских? На сегодняшний день в законодательстве нет четкого определения, что такое «религиозная секта» и «сепаратистские настроения». Короче говоря, принятие такого пункта программы явно предполагало вмешательство милиции в личную жизнь законопослушных граждан (пока не совершил преступление и не осужден судом — не преступник). Потому что если эту формулировку понимать буквально, под одну гребенку можно «причесать» абсолютно все религиозные организации Украины: православные, католические, какие угодно, может быть, кроме украинских язычников, поклоняющихся Перуну.

Но это цветочки. Теперь — ягодки. Программа профилактики преступности содержала в себе еще два очень интересных пункта. Один предусматривал участие в охране правопорядка негосударственных охранных структур. Другой — создание народных дружин. Давайте представим себе, что негосударственные охранные структуры получили право участвовать в наведении порядка, а их помощниками стали некие «народные дружины». Более того, они будут иметь право на вполне законном основании беспрепятственно применять специальные средства защиты против граждан, которые, по их мнению, ведут себя «неправильно». Что получится? Городской голова создаст из уголовных боевиков из частных охранных структур свою гвардию, им помогут уличные хулиганы под видом народных дружинников. Сбудется многолетняя мечта Эди Гурвица — собственное вооруженное войско для террора в отношении политических, а, главное, экономических оппонентов.

Эдику на этот раз дали по рукам. Депутатский корпус поддержал замечания Партии регионов, и программа была принята за исключением названных трех пунктов. Остановит ли это Эдю Гурвица? Нет, конечно. Будет выкручивание рук депутатам, будут новые уловки. Вряд ли, уж слишком сладкие перспективы открывает наличие собственного муниципального войска.

На сессии городского совета произошел откровенный фарс. Попытка повторения истории не состоялась. Но ведь если сегодня история повторяется, если происходит фарс, это значит, что вчера произошла трагедия.

Автор: Алина Леманн, Симон Галицкий
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.