Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

ОУН-УПА: от национальной идеи к сотрудничеству с фашизмом. Часть I

Плакат, призывающий украинцев вступать в ряды дивизии СС «Галичина»
Плакат, призывающий украинцев вступать в ряды дивизии СС «Галичина»
Стецько (слева) подносит хлеб-соль фашистам
Стецько (слева) подносит хлеб-соль фашистам
Член Центрального провода ОУН-УПА И. Гриньох (справа)
Член Центрального провода ОУН-УПА И. Гриньох (справа)
Член Центрального провода ОУН-УПА Д. Грицай
Член Центрального провода ОУН-УПА Д. Грицай
Член Центрального провода ОУН-УПА С. Ленкавский
Член Центрального провода ОУН-УПА С. Ленкавский
Член Центрального провода ОУН-УПА В. Сидор
Член Центрального провода ОУН-УПА В. Сидор
Регент Венгрии Хорти был осведомлен о происходящих переговорах между боевиками ОУН-УПА и своими разведчиками
Регент Венгрии Хорти был осведомлен о происходящих переговорах между боевиками ОУН-УПА и своими разведчиками

Центральный провод ОУН и т.н. штаб УПА были сформированы Бандерой под диктовку абвера

Не успев сформировать и организовать УПА, ее руководители высшего и среднего звена по распоряжению центрального провода ОУН незамедлительно стали налаживать контакты с представителями германской и венгерской армий, фашистской разведки и предлагать им свои услуги, прежде всего в борьбе против партизан и регулярных войск.

Иначе и быть не могло. Ведь центральный провод ОУН и т.н. штаб УПА были сформированы «вождем» ОУН Бандерой под диктовку немецкой разведки (абвер), практически из числа официальных сотрудников (офицеров) абвера, СД гестапо, полиции и их агентуры. Туда вошли оуновцы С. Арсенич-Березовский, Я. Бусел, Д. Грицай, И. Гриньох, Д. Клячкивский, П. Кравчук, С. Ленкавский, Ю. Лопатинский, А. Луцкий, Е. Логyш, Д. Маевский, В. Сидор, Я. Стецько, В. Чижевский, Р. Шухевич и другие.

В первых числах aвгycтa 1943 года в г. Сарны Ровенской области состоялось совещание представителей немецких властей и ОУН по вопросу совместных действий против советских партизан. В середине aвгycтa делегация ОУН в тех же целях выезжала в Берлин. В результате переговоров было достигнуто соглашение, согласно которому ОУН-УПА берет на себя обязательство охранять железные дороги, мосты от налетов советских партизан, принимать участие в борьбе с партизанским движением, выполнять и поддерживать проводимые немецкими оккупационными властями мероприятия. В свою очередь немцы обязались оказывать всемерную помощь украинским националистам в поставке оружия; в случае победы Германии над Советским Союзом разрешить создание самостоятельного украинского государства под протекторатом Германии.

Для переговоров с представителями венгерской армии был командирован член центрального провода ОУН Емельян Логуш («Иванив»), выполнявший в то время функции руководителя краевого провода ОУН «Пивдень». В то же время командование УПА издает нижеследующий приказ:

«. . . Секретно.

Приказ № 221

Командирам и казакам УПА, комендантам и работникам подполья ОУН.

В связи с политической ситуацией и определенными настроениями, требующими от нас чрезвычайного чутья и политической гибкости, ...

Приказываю:
1. Прекратить какие-либо агрессивные действия против мадьяр на территории всего военного округа.
2. Договориться на местах с командованием мадьярских подразделений с целью недопущения выступлений одной стороны против другой.
3. В отношении мадьяр необходимо быть приветливыми и предупредительными...
4. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на командиров подразделений УПА и комендантов подполья ОУН.

Слава Украине.

Командир группы УПА Эней. 9 сентября 1943 года.
Ставка…»

Контакты УПА с венгерской армией

А события развивались так. Во второй половине aвгyста 1943 года возле с. Конюшки (З-й Долбуновский район Ровенской области — Ред.) состоялась встреча руководителя отдела разведки т.н. штаба Южного военного округа УПА Андрея Дольницкого, известного в оуновском подполье под кличками «Голубенко» и «Нема», с офицерами венгерской армий: начальником дислоцировавшегося поблизости гарнизона и пpeдставителем расквартированного в г. Дубно подразделения капитаном Буричем. В ходе переговоров была достигнута договоренность о том, что венгерские войска не будут проводить никаких боевых операций против отрядов УПА, дислоцировавшихся на территории Дубновского и Костопольского районов Ровенской области. О состоявшейся беседе с представителями венгерской армии «Голубенко» Дольницкий доложил своему непосредственному шефу. На основе этих договоренностей был издан вышеприведенный приказ «Энея» — Петра Олейника, являвшегося командиром отрядов УПА «Пивдень». По распоряжению «Энея» Дольницкий направился с докладом к командующему УПА «Климу Савуру» — Дмитрию Клячкивскому. Последний одобрил действия Дольницкого и предложил продолжить дальнейшие контакты с венгерской стороной. По решению Главного штаба УПА для дальнейших переговоров с представителями венгерской армии был назначен член центрального провода ОУН Логуш. По договоренности с венгерской стороной он встретился с сотpудниками Главного штаба соединений венгерской армии подполковником Падани и майором Вецкенди.

Данные переговоры начались 25 декабря 1943 года в с. Дермань Мизочского района Ровенской области и продолжались в течении десяти дней. В этот период в с. Будераж Здолбуновского района проводом ОУН был специально организован для венгров вечер художественной самодеятельности и парад отрядов УПА, находившихся в этом районе. Переговоры закончились 3 января 1944 года подписанием соглашения:

« . . .
1. Венгерское командование не будет проводить никаких враждебных действий против УПА и украинского населения.
2. Подразделения УПА не будут осуществлять политических и вооруженных выступлений против венгерских гарнизонов на Украине
...
5. Венгерское командование будет сообщать командованию УПА о действиях советских партизанских подразделений или коммунистической разведки. Командование УПА будет ставить в известность венгерские штабы о всех известных ему передвижениях большевистских партизан.
6. Венгерские гарнизоны могут получать от хозяйственных подразделений УПА необходимое продовольствие. Взамен они будут передавать в УПА соответствующее количество оружия, боеприпасов, а также другие технические и медицинские материалы.
7. Для успешного выполнения настоящего договора и налаживания необходимого взаимодействия командование венгерской армии на Украине и командование УПА обменяются соответствующими военными представителями».

Вскоре после подписания указанного договора Логуш вместе с подполковником Падани и майором Вецкенди самолетом военно-воздушных сил Венгрии вылетели в г. Львов, где встретились с другими представителями центрального провода ОУН и обсудили достигнутые соглашения. Руководство ОУН приняло решение о необходимости закрепления этого договора на более высоком уровне и достижения политических соглашений. В январе 1944 года делегация в составе Е. Логуша, Е. Врецьоны, Л.Луцкого и В.Мудрого совместно с подполковником Падани вылетела на венгерском самолете в Будапешт, где провела ряд встреч с одним из руководителей генерального штаба вооруженных сил Венгрии полковником Шотани и другими офицерами из высшего командного состава. Шотани заверил представителей ОУН, что регент Венгрии Хорти осведомлен о происходящих переговорах. Бьло достигнуто соглашение о совместных боевых действиях против СССР, за что венгерская сторона обещала в случае необходимости предоставить возможность эмиграции в Венгрию руководящим деятелям ОУНовского подполья на Украине.

ОУН-УПА предписывалось ведение разведки в пользу немецкого командования

Характерным примером взаимодействия ОУН-УПА с немецкими войсками является факт замены 13 января 1944 года немецкого гарнизона в г. Камень-Каширский Волынской области отрядами УПА. Ушедший гарнизон оставил оуновцам 300 винтовок, 2 ящика патронов, 65 комплектов обмундирования, 200 пар белья и другое снаряжение.

В марте 1944 года партизанами соединения А.Ф.Федорова, дислоцировавшегося тогда в северных районах Волынской области при отражении вооруженного нападения УПА на один из отрядов был захвачен документ, подтверждающий связь УПА с немцами. Вот его содержание:

«Друже Богдан» Пришлите 15 человек к нам в курень, которые будут работать на строительстве моста. 3 марта 1944 года я договорился с немецким капитаном Ошфтом, что мы построим мост для переправы немецких войск, за что они дaдyт нам подкрепление — два батальона со всей техникой. Совместно с этими батальонами 18 марта с.г. мы очистим от красных партизан лес по обе стороны р. Стоход и дадим свободный проход в тыл Красной Армии своим отрядам УПА, которых там ждут. На переговорах мы пробыли в течение 15 часов. Немцы нам устроили обед. Слава Украине! Командир куреня Орел. 5 марта 1944 года».

Из документа, определяющего условия тесного coтpудничества ОУН-УПА с немцами в Рава-Русском районе Львовской области и составленного по результатам переговоров 1 января 1944 года между руководителями банды Магарасом Тарасом и Руденко Семеном с одной стороны и оберштурмфюрерами СС Отто Рюккерихом и Унбелесом с другой, и достигнутого между ними соглашения видно, что обе стороны договаривались о сохранении факта переговоров в строжайшей тайне. Этoт же документ свидетельствует о том, что руководители УПА обязывались задерживать и передавать гестапо забрасываемых на оккупированную фашистами территорию советских разведчиков, доставлять добываемые советские шифры, сообщать о дислокации советских и польских (на территории восточных районов Польши — Ред.) партизанских отрядов и совместно с немецкими вооруженными силами и полицейскими подразделениями принимать меры к их уничтожению, выдавать немецкой полиции дезертиров из дивизии СС «Галичина».

Сотрудничество УПА с немцами не явилось фактом какого-то местного, единичного порядка, а поощрялось сверху и получило широкое распространение, что вызвало соответствующее реагирование со стороны немецких властей.

Так, главнокомандующий полицией безопасности и СД по Украине бригаденфюрер СС и генерал-майор полиции Бреннер 12 февраля 1944 года ориентировал подчиненные ему разведорганы в западных областях Украины на то, что в связи с успешным проведением переговоров с УПА в районе сел Деражное — Верба (Ровенская область — Ред.) руководители УПА обязались забрасывать в советский тыл своих разведчиков и о результатах их работы информировать отдел l-ц боевых групп, находившихся при штабе германских армий «Юг».

В связи с этим Бреннер приказал: разрешить агентам УПА с пропусками капитана Феликса свободное передвижение, запретить изъятие оружия у членов УПА, а при встрече групп УПА с немецкими воинскими подразделениями пользоваться опознавательными знаками (растопыренные пальцы поднятой перед лицом кисти левой руки). 12 февраля 1944 года разведывательным отделом l-ц боевой группы Прюцмана при штабе германских армий «Юг» был издан приказ, в котором отмечалось, что в результате начатых в районе с.Деражное (Костопольский район) и успешно законченных в районе с.Верба (Дубновский район) переговоров немецкого командования с украинскими националистами достигнуга договоренность о взаимном ненападении и помощи в вооруженной борьбе с Красной Армией. ОУН-УПА предписывалось также ведение разведки в пользу немецкого командования.

Автор: Дмитрий Скворцов
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.