Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Нацизм у ворот!

Они наглеют буквально на глазах, не останавливаясь ни перед чем, даже насилием и кровопролитием. Да, эти группы пока имеют мизерное влияние в обществе. Но давайте вспомним Германию 30-х годов прошлого века. Тогда тоже все начиналось, вроде бы, не очень опасно...
Они наглеют буквально на глазах, не останавливаясь ни перед чем, даже насилием и кровопролитием. Да, эти группы пока имеют мизерное влияние в обществе. Но давайте вспомним Германию 30-х годов прошлого века. Тогда тоже все начиналось, вроде бы, не очень опасно...

Националистическое Всеукраинское объединение «Свобода» провело в центре Киева «Марш в защиту украинцев». Участники акции развернули флаги Украины и знамена ОУН-УПА, а также транспаранты с надписями «Русификации — бой!», «Геть нелегальних мігрантів з України», «Роман Шухевич — український герой», «Украина превыше всего», «Украине — ядерный статус» и другими. Националисты во время прохождения по центру Киева скандировали речевки: «Кому принадлежит Украина? Украинцам! Кому принадлежит Киев? Нам!», «Одна мова, одна нація, одна батьківщина, це — Україна!», «Слава нации! Смерть врагам!», «Графу «национальность» — в паспорта!». Аналогичные акции при попустительстве властей и милиции прошли и в некоторых других городах страны.

Опасные игры

Некоторыми слишком умудренными в хитросплетениях предвыборных акций политиками и политологами подобные акции были восприняты как один из пиар-ходов для завоевания симпатии националистически настроенных людей к ВО «Свобода», возглавляемым Олегом Тягнибоком.

Но так ли безобидны и безопасны эти игры? «В нашем списке вы не найдете никаких одиозных фигур или старых лиц. Все они — честные и «чистые» люди, украинцы, идущие во власть, чтобы защищать Украину, украинцев и украинство», — подчеркивает Олег Тягнибок.

Среди тезисов презентованной «Свободой» «Программы защиты украинцев» можно выделить следующие: добиться от Верховной Рады Украины, ООН, Европарламента, парламентов стран мира признания геноцида украинцев преступлением против человечества; провести публичный судебный процесс над коммунизмом; требовать от Москвы официального извинения и компенсаций за геноцид украинцев; добиться от России возвращения сбережений граждан; признать воинов ОУН-УПА участниками национально-освободительной борьбы за государственную независимость Украины; предоставить ветеранам ОУН-УПА льготы и компенсации; регламентировать употребление украинского языка в СМИ соответственно количеству украинцев — не менее чем 78 проц.; внедрить единую систему биометрического контроля (база данных отпечатков пальцев, сетчатки глаза и тому подобное).

Особенно последний пункт вам ничего не напоминает? А почему бы не начать уже сейчас циркулем измерять черепа граждан Украины?

Совершенно неудивительно, что и программа, и агитационные плакаты «Свободы», и выступления ее лидеров так широко и регулярно печатаются в изданиях скандально известной Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), где однозначно поддерживают впервые высказанную Олегом Тягнибоком идею о том, что пора переходить от «программы защиты украинцев» к «программе наступления украинцев». Тягнибок и его команда считают, что украинизация в стране идет слишком медленными темпами, тут властям и самой «титульной» нации необходимо проявить большую агрессивность. Поэтому, кстати, звучит наряду с другими и требование возвратить в паспорта графу «национальность».

Корни и корешки

Откуда же, как говорится, корни растут? Откуда такие, прямо скажем, нацистские наклонности? Как известно, первым популяризатором фашистских идей в украинском обществе был Дмитрий Донцов. В 1920-х годах донцовский «Литературно-научный вестник» писал: «Мы должны приветствовать победу фашистов, так как с ними победила наша идея, которая соответствует их концепции родного края как высочайшей ценности». Еще в 2004 году тогдашний народный депутат фракции «Наша Украина», глава ВО «Свобода» Олег Тягнибок в одном из интервью, совершенно не смущаясь, говорил: «Мы основываем нашу идеологию на трудах Донцова, просто пытаемся их осовременить к теперешним реалиям и условиям нашей жизни». Нужно комментировать?

Добавим к этому, что ВО «Свобода» поначалу называлось... Социал-национальной партией Украины. И символика ее очень смахивала на свастику. Потом, видимо, нынешние «свободовцы» сориентировались и название поменяли. Теперь это уже вовсе не партия, тем более не социал-национальная. Название изменилось, но идеология-то никуда и не думала исчезать. Сегодня ни Тягнибок, ни экс-глава СНПУ Ярослав Андрушкив не раскрывают истинных причин смены названия и нацистской символики организации. О своем «нацистском» прошлом Тягнибок пытается говорить вскользь. Мол, реформировали партию, потому что «методы пропаганды и агитации, которые мы внедряем в жизнь, стали менее современными, они не так эффективны, как это было в начале 1990-х».

Что касается стилизованной под свастику символики, то, оказывается, «на начальном этапе нас это абсолютно не волновало... Мы увидели, что это есть гениальный знак (имеется в виду свастика. — Авт.), это прекрасный знак. Если смотреть сейчас не взглядом журналиста, который пишет о политике, а смотреть взглядом рекламиста, дизайнера — простой знак, ни у кого такого нет. Нет и не будет. Отличаться от других — раз плюнуть. Нам стоило просто с одним знаменем прийти на любой митинг — мы четко отличались от всех остальных». И тут, по-моему, комментарии также излишни.

По словам того же Тягнибока, СНПУ в своей деятельности руководствовалась двумя программами. Одна была официальная — для Минюста. Там были написаны общие положения, как и у сотни остальных украинских политических партий. Другая программа — для «посвященных» — состояла из 33 пунктов, в которых значились такие ксенофобские положения: эсэнпэушником может стать только этнический украинец, только белая раса может возродить Великую Европу, все, что севернее и восточнее границ Украины, — варварская территория, украинцы — исконные язычники и т. п. Поэтому и не удивительно, что трактовка нации по-тягнибоковски носит чисто этнический характер.

«Мы являемся украинскими националистами — этим все сказано. Мы не хотим никому подражать. Наш кумир как политический деятель — Степан Бандера. Мы основываем нашу идеологию на трудах Михновского, Донцова, просто пытаемся их осовременить к теперешним реалиям и условиям нашей жизни». Это цитата из Тягнибока. И в то же время: «Мы никогда не были фашистами, мы никогда не разделяли идеологию немецкого национал-социализма. Я вам честно говорю, что ни я, ни мои побратимы не являются сторонниками этой идеологии».Вы готовы поверить в искренность подобных заверений?

Духовно близки «свободовцам» представители УНА-УНСО. Однако они не решились идти на выборы самостоятельно, а попросились «под крыло» «Народной самообороны» Юрия Луценко. «Гражданское движение «Народная самооборона» должно стать силой, способной контролировать власть, а в случае необходимости — сменить ее», — говорится в заявлении съезда УНА-УНСО.

Зачем и кому это нужно?

Невольно задаешься вопросами: почему и зачем? Почему набирает такую силу националистическое, ксенофобское движение? Почему оно не только не вызывает беспокойства у нынешних властей, но как-то ими даже одобряется и поддерживается? И зачем это делается? Разве не понятно, чем это может завершиться?

Может быть, потому, что сегодня пытаются переписать историю Украины? Деятельность ОУН-УПА, Степана Бандеры отныне подают как «сопротивление на три фронта», т. е. как борьбу одновременно с нацистами, советской властью и поляками. Если помните, выступая 9 мая перед советскими ветеранами, президент Виктор Ющенко заявил о реабилитации тех, против кого они когда-то сражались. Среди названных президентом «героев сопротивления» оказались как командир красных партизан Сидор Ковпак, так и командующий УПА Роман Шухевич, столетие со дня рождения которого ряд городов страны отметил с большой помпой. Игнорируя тот факт, что в 1941—1942 годах Шухевич был... одним из командиров батальона вермахта «Нахтигаль» («Соловей») и членом нацистской вспомогательной полиции.

Почести воздают и Симону Петлюре — лидеру националистического антибольшевистского движения, который в феврале 1918 года подавил восстание рабочих киевского завода «Арсенал». Известный своими погромами, Петлюра был убит в 1926 году «еврейским террористом», к слову, оправданным демократическим судом. 25 мая в Полтаве, родном городе Петлюры, был заложен первый камень в основание будущего памятника «герою». В Галиции — колыбели и бастионе украинского национализма — пошли еще дальше: здесь восхваляют дивизию «Галичина», которая, как известно, входила в состав войск СС под командованием Генриха Гиммлера.

Однако теперь ее предпочитают именовать «1-й дивизией Украинской национальной армии», т. е. ее последним названием, присвоенным в 1944 году. В этом регионе ветераны «Галичины» получает те же пенсии, что и ветераны Красной Армии и УПА. 28 апреля правительство запретило запланированный в Киеве марш бывших эсэсовцев и их сторонников. В самом деле, Киев — пока не Рига...

В конце апреля 2007 года Виктор Ющенко вновь осудил «тоталитарный коммунистический режим» по случаю годовщины Висленской операции, в результате которой в 1947 году из Польши было изгнано около 150 тысяч украинцев. В Варшаве же, наоборот, именно УПА обвиняют в истреблении поляков в 1943 году. Десятки тысяч жертв советских репрессий были похоронены в Быковнянском лесу, неподалеку от Киева.

20 мая 2007 года здесь прошла церемония памяти «жертв коммунистического террора» 1937—1938 годов. Церемония состоялась по инициативе киевской ассоциации «Мемориал», той самой, которая основала Институт национальной памяти и Музей советской оккупации. Последний с июня этого года находится под покровительством молодежного крыла пропрезидентской партии «Наша Украина», несмотря на то, что сам по себе музей вызывает множество споров и был охарактеризован Россией как «оскорбление и провокация».

В 2006 году Ющенко заявил, что «быковнянская трагедия стоит в одном ряду с такими трагедиями, как Освенцим, Бухенвальд и Дахау», поставив таким образом знак равенства между сталинскими репрессиями и истреблением евреев. Если смущенный Запад практически никак не прореагировал на сравнение, то Израиль, напротив, выступил против двух аспектов этого спорного заявления, а именно против проведения параллелей между Голодомором и Холокостом, с одной стороны, и с другой — против сопровождающей эту кампанию антисемитской активности.

Подобные вещи все чаще вызывают у нормальных, демократически настроенных граждан Украины чувства обиды и неудовлетворенности, которые только раззадоривают радикальных националистов. Они наглеют буквально на глазах, не останавливаясь ни перед чем, даже насилием и кровопролитием. Да, эти группы пока имеют мизерное влияние в обществе. Но давайте вспомним Германию 30-х годов прошлого века. Тогда тоже все начиналось, вроде бы, не очень опасно...

Автор: Петр Наливайко
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.