Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Терминатор, Калькулятор и Дама в белом

Женская душа — загадка. Тем более если женщина — лидер собственного политического блока. Луценко до этого качества еще расти и расти. И если женщина в таком весьма неудобном для себя публичном положении на что-то соглашается, то это еще ничего не значит. Потому Юрию Витальевичу радоваться рано. А кто из них больший Терминатор — еще посмотрим!
Женская душа — загадка. Тем более если женщина — лидер собственного политического блока. Луценко до этого качества еще расти и расти. И если женщина в таком весьма неудобном для себя публичном положении на что-то соглашается, то это еще ничего не значит. Потому Юрию Витальевичу радоваться рано. А кто из них больший Терминатор — еще посмотрим!

Марширующая «Самооборона»

Марш, реванш, война, ненападение, противостояние, самооборона (милицейская), оперативные сведения и прочее — военная терминология с милицейской спецификой, романтика революции и эйфория предвкушения триумфа преобладали в речи г-на Луценко на презентации его нового проекта (с его точки зрения, отнюдь не политического). Он объявил о «марше справедливости» на Киев в рамках проекта «Народная самооборона».

Кураж пошел. Тропа самостоятельной политики, на которую встал уволенный министр, но еще действующий советник президента, непременно требует продуцировать некий оригинальный политический смысл. Быть в какой-то мере источником такого смысла. Повторять же чужие смыслы, в изобилии представленные в украинском политическом спектре, — это роль не для вождя.

Но ничего оригинального пока услышать не удалось. Даже название «Самооборона» свидетельствует об откровенном заимствовании у относительно успешного польского проекта. С одной, правда, весьма существенной разницей. Польская «Самооборона» не организовывалась советниками польского президента для того, чтобы «помочь президенту реализовать его теоретическую возможность роспуска парламента, которая может возникнуть после рассмотрения соответствующих представлений в Конституционном суде».

Получается такая себе (якобы общественная) организация помощи президенту в трудных политических обстоятельствах. Помощь, конечно, сугубо мирная: марши, требования справедливости и роспуска всего и вся — весь оранжевый набор. Факелов недостает.

Но можно ли это понимать так, что советники президента действуют по его поручению? Собирают движение (якобы народное), чтобы воплотить в жизнь ожидаемую возможность роспуска правительства и парламента. А что, законных инструментов воплощения планируемого решения Конституционного суда не существует? Только с помощью маршей орлов г-на Луценко?

Но прежде чем обсуждать возможное появление политических смыслов, позволим себе немного (насколько позволяет формат) романтики.

Не идиоты

Встречаются он и она. Обнимаются, целуются. Дело-то молодое. Затем он неожиданно спрашивает о самом сокровенном... Нет, не о том, что вы сейчас подумали (и возможно, тогда подумала она). Он спрашивает: «Мы не идиоты?»

Она вся в замешательстве, даже в некоторой оторопи. Поставьте себя на ее место. Потому, застигнутая врасплох, она не отрицает, то есть соглашается, сознается, что, дескать, нет... Удовлетворенный достигнутым эффектом, он предлагает ей действовать строго по заранее намеченному им плану.

Вы скажете, здесь нет никакой романтики? Все банально, если не грубо и примитивно? Романтические отношения должны быть более насыщены эмоционально и интеллектуально, что ли? Все так. Но учтите, что это только начало романтической истории. Причем рассказанной лишь одной стороной. Развитие сюжета может оказаться более увлекательным. Но именно так, почти слово в слово, описал Терминатор свою встречу с Дамой в почти белом, где он якобы договорился о «режиме ненападения». Прямо пакт Молотова и Риббентропа. Кто из них кто, решайте сами, но главное — равные партнеры.

Луценко: «Первое, что я сказал, конечно, после приветствий и поцелуев: Юлия Владимировна, мы имеем три варианта развития событий. Или мы договариваемся о ненападении, или мы воюем друг против друга — если мы, конечно, идиоты или хотим договориться с властью... Мы сознались, что мы не идиоты и не хотим входить в соглашение с действующей властью, потому пришли к первому варианту».

Почему он насчитал три варианта? Видно, сломался калькулятор. Но согласитесь, что ход по нейтрализации Юлии Владимировны получился сильным. Ловко поставив лидера БЮТ в неудобную позу, застав врасплох, Луценко вынудил ее играть по его правилам (теперь Луценко устанавливает правила игры в оппозиции!)

А обескураженная Юлия Владимировна позволит ему вместе с народной (бывшей милицейской) самообороной спокойно пастись, «нагуливать жирок» на своем и без того уже изрядно потравленном электоральном поле.

Однако женская душа — загадка. Тем более если женщина — лидер собственного политического блока. Луценко до этого качества еще расти и расти. И если женщина в таком весьма неудобном для себя публичном положении на что-то соглашается, то это еще ничего не значит. Потому Юрию Витальевичу радоваться рано.

А кто из них больший Терминатор — еще посмотрим.

Если о г-же Тимошенко точно известно, что она, извините, не идиот (хотя у нее есть много других недостатков), то с Юрием Витальевичем все не так однозначно. До сих пор он всегда задирался из-за чужой широкой спины — вначале Александра Мороза, затем президента. Беда только в том, что слишком много желающих действовать из-за его спины, но все за ней не помещаются, периодически выталкивают друг друга в незащищенное пространство.

Окончательно прояснилось, что никто не собирается дарить Луценко к Новому году партию (хоть какую-нибудь) на тарелочке с голубой каемочкой. Ничего готового (под ключ) советникам президента и полевым командирам возглавить не удалось. Хотя и завлекали, и обнадеживали многие. Даже голова закружилась. Но туман искушений почти рассеялся. Тарас Стецькив якобы выступает идеологом проекта. Эпатажа будет много. И будет очень весело. Уже весело.

Принципы и тормоза

Юрий Луценко не может молчать и не может без революции, потому что у него есть принципы, но ему совсем не нужны тормоза: «Я буду заниматься активной оппозиционной деятельностью. Не потому, что я не могу без революции, а потому, что у меня есть принципы... Я не буду молча наблюдать за реваншем, очередным этапом которого однозначно станет беспредел».

Что это за принципы, он не уточняет. Возможно, это то, что он не может молчать и не может без революции. По его словам, причиной создания такого объединения является «окончательный реванш кучмистов в центральных исполнительных органах власти», что является «совершенным фактом». «Речь идет о тотальном возвращении порядков и соратников Кучмы. Как говорят, в мире нет вечного двигателя, зато есть вечные тормоза, сегодня мы их все больше видим в органах центральной исполнительной власти».

Тормоза не нужны

Иначе можно было бы не спеша подумать, как сочетать «активное занятие оппозиционной деятельностью» (то есть активную политику) с созданием «неполитической организации». Которая тем не менее будет требовать роспуска высших государственных институций.

Луценко предполагает идти маршем на Киев, объединять партии и конфессии, но при этом утверждает, что это не является политической деятельностью.... «Мы планируем при необходимости провести весной «Марш справедливости» в поддержку идей роспуска парламента и нынешнего правительства. Сейчас я вижу четкую программу действий на зиму-весну 2007 года». И как подобная «активная оппозиционная деятельность» сочетается с должностью советника президента? Что такое революция советников президента? Но без тормозов обо всем этом думать, конечно, некогда.

Движение для членов и не членов

«Я инициирую создание гражданского движения народной самообороны. Я не иду ни в один партийный проект. Это объединение для членов и не членов партий, для прихожан любых конфессий... Я не планирую возглавить какую-либо партию, а провести гражданское мирное движение народной самообороны, которое будет противостоять беспределу».

Луценко намерен «провести мирное движение народной самообороны» на Киев, но непонятно, как это можно будет сделать, находясь в Киеве. Возможно, этот марш из Киева в Киев будет через Сумы или через саму Хоружевку?

Но уже сегодня ясно, что это принципиально новый, пока никому не известный вид самообороны — «марширующая самооборона». Это и есть то новое, оригинальное, что отличает «Самооборону» Луценко от всех известных доселе прототипов. В том числе и польского. Можно сказать, что это некий новый смысл самообороны, если не политический, то военно-стратегический. Но, с какой стороны ни посмотри, марширующая «Самооборона» — это круто!

Но если все получится именно так, как задумано, и если с помощью изобретенной им марширующей самообороны удастся оставить государство весной и без правительства, и без парламента, то кто же в этом случае будет осуществлять власть на Украине? Сам Юрий Луценко с Тарасом Стецькивым? Или всю ответственность за страну, своих советников и организованную ими революцию возьмет на себя президент?

И наконец

Создается впечатление, что эта программа то ли не дописана, то ли не додумана. А если программа дописана и додумана, то вряд ли ее авторы Луценко со Стецькивым. Поскольку на писателей они мало похожи. А ведь здесь нужно уметь владеть не только пером, но и калькулятором. Но и того мало. Нужно уметь формировать интуиции, строить и разрабатывать сценарии с учетом предтерминации. Где не только прошлое влияет на настоящее, но и будущее. Это требует не только денег, но и значительных интеллектуальных ресурсов.

Иначе любое движение, марш и пр. будут действовать в направлении максимального упрощения общественной системы, где уже и так почти ничего не останется, кроме понятия свой и чужой.

И еще

Всякий человек (а политик тоже человек) — это продукт конкретной культуры, воплощающий и персонифицирующий определенный ее уровень. В нашей политике есть персонификация Терминаторов и Калькуляторов. У нас даже представлена политика формирования интуиций. Но нет понимания того, что власть не может осуществляться ни Терминатором, ни Калькулятором. Это всего лишь политические инструменты для достижения высшей задачи власти, которая не может быть технологией добычи или технологией приобретения, а также быть прагматичной и рациональной. Высшая задача власти — обеспечить устойчивость бытия.

Если вместо этого власть, не дай бог, начинает очередное строительство рая на земле (в том смысле, как она его способна представить), то может снова рвануть. И когда строительные конструкции начнут валиться на наши головы, мы снова будем вынуждены обратиться к классической триаде вопросов. Что это было? Кто виноват? Что делать? Ведь делать что-то все равно нужно.

Автор: Александр Леонтьев
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.