Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Танго на костях

После лубочной постановки СБУ и успешной операции Луценко по перехвату «технологического козыря» в действие вступают штатные спикеры двух политических групп – ющенковской и тимошенковской. Кто кого переговорит?
После лубочной постановки СБУ и успешной операции Луценко по перехвату «технологического козыря» в действие вступают штатные спикеры двух политических групп – ющенковской и тимошенковской. Кто кого переговорит?

«Пукач-09» — это примитивная предвыборная технология. И ничего больше

Сказка закончилась, так и не начавшись. Дальше начинается банальная правдивая ложь. Настоящих расследований не будет. Наказаний тоже. Увы, «Пукач-09» — это действительно примитивная предвыборная технология. И ничего больше. Не установление истины. Не справедливое возмездие. И, естественно, не очищение зажравшихся политических элит. Пусть запоздалое, но яркое и мощное. Всего лишь технология, которая должна позволить кое-кому добавить себе несколько дополнительных PR-баллов. Если получится, конечно.

Экс-генералу Пукачу же весь этот классический «предвыборный спектакль» тоже предоставляет кое-какие призрачные шансы на «happy end». Возможно, ему удастся тихонько пересидеть информационную бурю в теплой и хорошо охраняемой камере, став на время полновесной «звездой» телевизионного разоблачительного фарса. Получить пристойный срок, существенно подкорректированный политической целесообразностью, личным раскаянием и действенной помощью следователям… А потом удовольствоваться вполне комфортными условиями «отсидки». Или, может быть, даже сторговаться на последующее… управляемое исчезновение из тюремной камеры. Через год-два после начала отсидки. Скажем, кое-кто (чем-то напоминающий Луценко) публично заявит о том, что генерал-душитель неожиданно умер от сердечного приступа. После покажут общественности странный и неузнаваемый (распухший от посмертных моральных страданий) труп и игриво добавят: «Дело окончательно закрыто!» А в это время экс-генерал ляжет под нож хорошего пластического хирурга, получит на руки новые (легальные) документы на имя, скажем, Дрыгайло Ивана Ивановича и чуть позже спрыгнет в какой-нибудь мелкий курортный городок. На Кипре. Или в Испании. Или в Африке. Или… неважно. Главное, что он получит достаточно времени для беззаботного и безопасного пляжевания. Впрочем, весь этот «пукачевский сюр» возможен только в том случае, если технология «Пукач» будет доведена до логического завершения. А она обязана довестись. Кое-кто сделал максимальные ставки на эту технологию. И, кстати, не надо ждать от этих арестов, допросов и очных ставок каких-то подлинных разоблачений.

На Пукача как на «технологию давления» поначалу откровенно сделал ставку только Ющенко. В какой-то степени это было оправдано. Пятилетка Ющенко-президента оказалась такой невзрачной, что ему нужен был хороший козырь для яркой попытки номер два. А где этот козырь взять? Только в каком-то скандале. Виктору Андреевичу — что совершено несвойственно его внутреннему миру — удалось на время подняться над самолично признанным мессианством и понять, что «Пукач» может оказаться идеальным тараном для… возврата общественности в 2004 год. В тот самый год, когда разоблачения не просто сыпались как из рога изобилия, но и позволяли реально подвешивать на толстый крючок самых прожженных политиков. Именно по этой банальной причине Ющенко и попытался продать нам старую историю, что все сегодняшние проблемы, в том числе и абсолютно никчемный государственный менеджмент, растут из того страшного времени, когда Пукач резал головы журналистам по заказу верховных вождей. Согласен, это чрезвычайно примитивно. Но Ющенко-то уверен, что подобная ретро «повестка дня» начнет действовать.

Однако Виктор Андреевич, как всегда просчитался, приписав себе единоличное управление технологией «Пукач». Он опять попал в число записных аутсайдеров. Быстро выяснилось, что отдельные креаторы Юлии Владимировны Тимошенко, специализирующиеся на компроматных и криминальных темах, придумали способ втянуть свою патронессу в эти кровавые скачки. Тимошенко, в свойственной ей манере, быстро и нагло вошла в чужую тему, присвоила ее себе и теперь пытается сыграть на опережение. О чем это я? О странных, к примеру, заявлениях того же министра Луценко. Юрий Витальевич — этот известный говорун — неожиданно собирает пресс-конференцию и прямо заявляет о том, что МВД заранее все знало «по Пукачу» и давно уже его «выпасало». Луценко, как обычно, глупо и предательски высказал то, что реальные сценаристы технологии хотели бы спрятать, а продвинутые люди поняли сразу после телепроката театрализованного действа в деревне. Так вот, Пукача действительно долго «вели». СБУ, которая пока еще играет «за» Ющенко. И МВД, которое топорно, но агрессивно играет «за» Тимошенко.

СБУ, скорее всего, принимала непосредственное участие в спецпостановке: Пукача привезли из подпольного «ниоткуда», упаковали в пасторальный образ деревенского пастушка, посадили в домик-развалюшку на короткую цепь и 3-4 месяца срисовывали идиллические лубочные пейзажи. Спецы СБУ были в этой игре активистами. А вот «орлы Луценко» в это время тихонько, незаметно сидели в деревенских кустах и следили… за СБУшниками. Они готовили свою спецоперацию. Перехват в пользу Тимошенко. И таки сделали этот перехват. Но именно эта двойная игра-слежка всех за всеми позволяет нам теперь стопроцентно говорить о том, что арест был приурочен именно и только к выборам. И лишь как технология давления на оппонентов. А прояснение судьбы журналиста Гонгадзе — только если в том будет реальная потребность и время. Эта составляющая ареста как раз меньше всего заботит авторов сценария.

После лубочной постановки СБУ и успешной операции Луценко по перехвату «технологического козыря» в действие вступают штатные спикеры двух политических групп — ющенковской и тимошенковской. Кто кого переговорит? Кто сумеет уболтать общественность и убедить ее, что именно события 9-летней давности и есть ключ к сегодняшнему финансово-экономическому хаосу? Но так как Ющенко всегда отличался особыми кадровыми талантами, то сегодня у него просто нет ярких «говорящих голов», которых можно выпустить на ток-шоу, чтобы рассказывать красивые сказки о технологии «Пукач». Не Ульянченко же ходить на бесконечные «свободы слова»? Вера Ивановна, само собой, весьма убедительно умеет разговаривать в кулуарах, убеждая нужных людей кэшем заплатить за что-нибудь. Обычный теневой фандрайзинг с хорошим наполнением, прежде всего, личных кошельков. Этот талант у нее точно не отнимешь. А вот для публичных дискуссий у Ющенко людей нет. Вообще нет. И он начинает проигрывать даже там, где имел инициативу.

У Тимошенко наоборот таких говорунов слишком много, чтобы пройти мимо. Ее толмачи постепенно становятся главными спикерами по теме. И каковы же их основные послания? Правильно! Немедленно арестовать Литвина и Кучму! Немедленно провести показательный «процесс века» над этими тремя персонажами (плюс Кучма)! И желательно процесс этот начать ровно за 90 дней до часа «Х», т. е., до первого тура президентских выборов. А еще лучше, если этот процесс позволит устроить полновесный «Нюрнберг» над всей системой Кучмы и повторно персонифицировать всех «злых демонов» той эпохи. И какая разница, что это выглядит неуклюже, лживо, цинично? Какая разница, что сегодняшняя система и есть полное и абсолютное продолжение той эпохи, дополненное резко раздувшимися коррупционными аппетитами и полным управленческим бессилием? Политпроцесс над Пукачем — важнейшая, как теперь выяснилось, PR-составляющая этой странной игры. Никаких реальных расследований. Никаких объективных наказаний для убийц Гонгадзе. Чистый сговор с целью получения конкретной выгоды на президентских выборах.

Можно высказаться и более жестко. «Пукач» — последняя надежда на выборах для Ющенко и… Тимошенко. Главная теперь, по их версии, повестка дня. Удачная подмена реальности. Отказ от правдивой дискуссии в пользу банального информационного симулякра. Что это означает? Только одно. Ни Виктору Ющенко, ни Юлии Тимошенко, хотя они и находятся в позиции кошки и собаки по отношению друг к другу, не о чем говорить с потенциальными избирателями. Нечем себя расхваливать. Нечем насмерть убивать оппонентов. У обоих нет позитивных трендов, которые можно было бы ставить себе в заслугу. А на традиционные агитпроповские заявления об экономической стабилизации (столь свойственные Юлии Владимировне) на фоне разрушительного финансового кризиса общественность реагирует весьма скептически. Если не сказать, с презрением.

А если нет взрывных позитивных поводов, значит, нужны враги. Хорошие такие упитанные враги, которые лично разрушают и съедают Украину. Атаковать друг друга, конечно, можно и нужно — все-таки и Ющенко, и Тимошенко конкурируют в борьбе за один и тот же электорат. Но такие атаки не возбуждают всю страну. А скорее, ведут к уменьшению собственной «мессианской» значимости. Отсюда резонный и вполне оправданный вывод: этим двоим нужно восстановить противостояние 2004 года. Воссоздать конфликтную атмосферу тех дней. Реанимировать дилемму «или мы, или нас». Внести максимальный раскол в умы потенциальных избирателей. Напугать их всадниками апокалипсиса, якобы вернувшимися из эпохи Леонида Кучмы и лично мешающими Тимошенко или Ющенко править.

Понятно, что напрямую привязать к Пукачу, скажем, Януковича, которого Тимошенко однозначно считает главным препятствием на пути к своему единоначалию, невозможно. Слишком уж очевидной будет технологичность этого PR-изыска. Следовательно, нужно показательно ударить по Кучме и… Литвину. Оставим пока за скобками экс-президента — он действительно хорошо подходит для атаки в качестве политической мишени. Но Кучма за последние 5 лет не имел совершенно никакого влияния на политические элиты, и, значит, списать на него сегодняшние провалы вряд ли получится. А вот с Литвиным ситуация и вовсе выглядит казуистически. Напомню, что в кризисные декабрьские дни 2004 года именно позиция хитрожо…, простите, хитроумного спикера (всегда нутром чующего, где можно хорошо поживиться) позволила тогдашней команде Ющенко-Тимошенко получить шанс. И они этот шанс использовали на полную катушку. Сегодня Литвин наконец получает заслуженную «благодарность» от этих двоих и превращается в очень изящную «ритуальную жертву». Дальнейшее развитие сценария может потребовать как головы спикера, так и его коленей. Голова — это показательный арест с последующим многолетним тюремным сроком. Колени, по задумке той же Юлии Владимировны, — это эффективное принуждение Литвина к новой кулуарной торговле. Кое-кто уже успел убедить Тимошенко, что Литвин готов упасть пред троном Ющенко, войти в его неформальную команду и организовать парламентскую травлю БЮТ. Вплоть до развала коалиции. И потому она спешно озвучила ему свои предложения. Литвина и впрямь сильно напугали, и сегодня он, находясь в шоковом состоянии, делает свой собственный роковой выбор: перед кем встать на колени и вымолить хоть чего-нибудь? Не должности для своих соратников. Не купание в чужих финансовых потоках. Но что-то для себя лично.

А ведь и это еще не все. Помимо политической версии убийства Гонгадзе, где главная роль «плохого персонажа» отведена Кучме (и где разоблачение Данилыча должно потянуть за собой падение личных рейтингов всех тогдашних политиков), у следствия есть еще одна базовая версия преступления, которая в чем-то даже перевешивает классическую. Любовная. Якобы очень странное поведение тогдашней журналистки, а ныне редактора одного весьма популярного Интернет-издания спровоцировало того же Литвина на жесткие действия, которые Владимир Михайлович, якобы, во-первых, умело замаскировал под «задание Кучмы», а во-вторых, выполнил руками официальных силовиков. Это направление удара — прямое следствие нарастающей войны за медиа-ресурсы. Какие угодно. Но в любом случае перед нами всего лишь две версии. И обе тянут свои липкие щупальца к ухоженной шее Владимира Михайловича. И обе позволяют превратить предвыборную кампанию в скандальный спектакль, явно отвлекающий внимание избирателей от сегодняшних управленческих катастроф Ю. и Т.

И все-таки, что происходит? А ничего необычного. Банальные и очень циничные «танцы на костях Гонгадзе». И никаких сантиментов. Только бизнес, в котором каждый герой вкладывает и получает конкретные дивиденды. «И ничего личного».

Автор: Михаил Подоляк
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.