Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Гриценко: земельная истерика перед уходом?

В общем, остается спросить прямо по Жванецкому: «Может, в консерватории пора что-то менять?»
В общем, остается спросить прямо по Жванецкому: «Может, в консерватории пора что-то менять?»

Государственный департамент излишнего имущества и земель, существующий почти год при МО, долгое время «простаивал»: то Гриценко не мог договориться с Кабмином о разграничении полномочий, то председатель ФГИ Валентина Семенюк напоминала мужественному министру обороны о результатах ударной работы его бывшего зама Вячеслава Кредисова. В результате его «хозяйствования» КРУ насчитало 6,6 млрд. грн. прямых и косвенных убытков ведомства.

Кабмин планировал подчинить вновь созданный департамент напрямую, однако министр обороны проявил невиданное, суперослиное упрямство. Дескать, департамент «излишков» будет подчинен только министру обороны и никому более. Аргументировал он свою позицию тем, что, якобы, в такой схеме можно будет избежать коррупции, доходы от деятельности субъекта будут поступать только в спецфонд, за счет которого армия учится и вооружается. Благие намерения. Правда, ими, как всегда, оказалась вымощена дорога отнюдь не в светлое будущее. Тревогу мог вызвать даже министерский выбор главы департамента. Виктор Кириллов — в прошлом десантник или, как сейчас модно выражаться, аэромобилист. Мало того, что экономическое образование не предусматривается при подготовке боевых офицеров — десантникам все-таки нужно уметь не столько думать, сколько реагировать и штурмовать. Каждый должен заниматься тем, чему обучен.

Но документы, ставшие достоянием редакции, могут несколько изменить этот скепсис по отношению к главе Госдертамента излишнего имущества и земель МО. Условная «верхушка айсберга» — несколько писем в адрес Гриценко с упоминанием Кириллова — свидетельствует о недюжинном таланте. Остап Бендер мог бы гордиться последователем его идей «честного отъема денег у населения».

Например, что пишет глава наблюдательного совета АКБ «ТК КРЕДИТ» Ю. Райтбург министру обороны Украины в письме от 28.10.2007 г.? О том, что, «поддерживая действующего президента Украины, наш банк с участием российских предпринимателей принял участие в финансировании кампании досрочных выборов...». И в мае с.г. банк честно передал в избирательный штаб блока НУНС 3 млн. долл. на финансирование избирательной кампании блока на внеочередных выборах. НУНС взамен гарантировал получение 30 га в военном городке №1 около Ильичевска Одесской области. Сделку обеспечивал департамент Кириллова, кстати, банку пообещали вернуть средства, потраченные на участие в тендере, через подрядчиков МО. Сколько было провернуто таких сделок? 8.10.2007 г. Гриценко утвердил «нужного» победителя в конкурсе на продажу земельного участка. Вроде, обе стороны выполнили свои обязательства и могут насладиться успехом. Однако остались и неудовлетворенные лица: представитель Кириллова потребовал от победителя взятку в 600 тыс. долл. якобы для передачи Анатолию Гриценко в обмен на заключение договора.

По крайней мере, именно так пишет пострадавший Райтбург. Но и это не все.

Далее выяснилось, что эта самая площадь уже год как продана другому предпринимателю. Банк громко заявляет, что в этой связи он отказывается выделять средства и просит отменить протокол о победе в тендере. Но, сдается, никто и не собирался продавать «доверчивому» банкиру землю. Его, как это модно говорить, выставили дважды на бабки — языком юридическим это называется мошенничество.

Упомянутый Райтбург пытался найти правду у премьера Виктора Януковича, в письме которому еще раз описал «кидок» и попросил «навести порядок» в департаменте. Вообще-то с такими заявлениями нужно обращаться как минимум в милицию или прокуратуру, но, видимо, это только дело времени...

Директору АОЗТ «Мета» Калюжному не повезло чуть меньше: деньги остались при них. Но в возмущенном письме на имя президента с той же просьбой — навести элементарный порядок — он сообщает, что на предложение совместно застроить 103 га в бывшем городке А-5 (Симферополь) плюс компенсацию в 100 млн. грн., которые фирма выплатила бы МО за отказ от права пользования участком, некий представитель Кириллова предложил заплатить МОУ 50 млн. и на оффшорный счет дополнительно 5 млн. долл. якобы для самого Кириллова. Тогда договор будет подписан в течение месяца. На возмущение же, если верить письму Калюжного, Кириллов заявил, что поставлен на эту должность Суркисом, и все эти оплаты делаются по его указанию... А конкурс выиграла фирма, предложившая МОУ всего 20 млн. грн.

В общем, получается какой-то «обзор писем». Украинско-швейцарское СП «Хильмак» жалуется министру обороны, что за отказ заплатить откат департаменту Кириллова в размере 30% от суммы договора (1 млн. долл.) представители военного ведомства уже пообещали не продлевать с ними договор. Более того, документы им бросили в лицо со словами: «Министерство обороны ничего не решает, а министр Гриценко — никто».

Если это так и Гриценко в очередной раз используют «втемную», остается пожалеть такого доверчивого и наивного человека, хоть он и грозный министр обороны. Но почему-то больше склоняешься к мысли, что в наш прагматичный век наивных людей просто не осталось. И почему-то кажется, что о виртуозной схеме с «представителем Кириллова», который представляется таковым, знает и министр обороны. Примечательно, что самого Кириллова нельзя напрямую обвинить во взяточничестве. А вдруг он составляет по наивности пару нашему гражданскому министру обороны?

В общем, остается спросить прямо по Жванецкому: «Может, в консерватории пора что-то менять?». Вероятно, стоит заморозить торговлю военной недвижимостью вообще. Пока не появятся условия для большей честности сделок. Но вряд ли кому-то интересны перспективы, идущие дальше собственного кармана. Будь то министр, чиновник и т.д.

Кстати, неплохой бизнес у директора департамента «излишков» получается и на вечном квартирном вопросе. По существующей схеме, МОУ теперь в лице департамента продает бывшие военные земельные участки под застройку, но с обязательным условием, что инвестор-застройщик предоставляет министерству определенный процент от построенных квартир. Так в МО который год решаются жилищные проблемы бесквартирных офицеров. Эффективность такой схемы не очень высока, так как договоры МО с застройщиками далеки от прозрачных, а к ним, как правило, прилагается еще много подковерных договоренностей. Теперь все гораздо хуже. С назначением Кириллова начальником департамента в ход пошла схема по пересмотру ранее заключенных договоров, в которой активное участие принимают уже знакомые «помощники». Представители Кириллова (по крайней мере, они себя так называют) встречаются с инвесторами и предлагают им любопытную схему: из официальной суммы заключенного договора инвестору предлагается заплатить около четверти наличными, при этом застройщикам объясняют, что этот откат предназначен лично Кириллову или министру обороны, а оставшуюся сумму предлагается распределить пополам — инвестору и владельцу определенного счета в определенном банке. Взамен МОУ считает договор выполненным, но получает уже треть квартир от количества, оговоренного в соглашении. Таким нехитрым путем все получают свою выгоду, а военные не получают квартиры. Но что поделать — бесквартирных офицеров 38 тысяч, на всех не хватит, даже если честно постараться...

Автор: Андрей Зарицкий
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.