Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Легальный прихват как особенность нового «дерибана»

Больней всего ощущать, что «большая приватизация» спровоцирована очередными президентскими выборами, покупкой голосов для победы-2009
Больней всего ощущать, что «большая приватизация» спровоцирована очередными президентскими выборами, покупкой голосов для победы-2009

Пока премьер-министр Украины Юлия Тимошенко и ее друзья ездят по брюсселям и лондонам, продвигая нашу страну к «полноценной рыночной экономике» путем создания благоприятного климата для иностранного бизнеса, соседские и «родные» инвесторы поддаются «термической» обработке.

И некоторые высокопоставленные особы уверяют, что результаты приватизационной «профилактики», которую запустила нынешняя глава правительства в 2008 году, будет еще хуже, чем в 2005-м. Ибо эта команда не считается со своими прошлыми ошибками, повторяя их в более отвратительном варианте. Разберемся, в чем же разница?

Приватизировать, чтобы мстить

Помнится, в первое свое премьерство, которое продлилось семь месяцев с небольшим хвостиком, Юлия Владимировна успела многим доказать, что она совсем не белая и не пушистая. Ее работа в правительстве началась с поиска врага. Первым делом Тимошенко совершенно секретно составила реприватизационный перечень объектов украинской промышленности, в топ-пятерке которого значилось имущество кровных обидчиков: «Криворожсталь», Никопольский завод ферросплавов, НАСК «Оранта», Никопольский южно-трубный завод и Криворожский железорудный комбинат.

Правда, тогда из длинного списка реприватизации удалось сменить собственника лишь на предприятии №1 — «Криворожстали». Остальные были втянуты в громкие судебные процессы и бунты несогласных. К месту вспомнить события, разворачивающиеся вокруг Никопольского завода ферросплавов.

Потом реприватизационная активность правительства Юлии Тимошенко стала постепенно затихать. Слишком уж надуманными были претензии к условиям и методам проведения приватизационных конкурсов, слишком явной необходимость наполнения доходной части бюджета и чересчур субъективным желание перераспределить собственность не в пользу оппозиционных тогда олигархов. Только вот осадок остался: была потеряна инвестиционная привлекательность Украины и заморожены капиталовложения в экономику крупного отечественного бизнеса.

Приватизировать, чтобы победить

Приватизация, которую Юлия Тимошенко предлагает Украине в настоящем, выгодно отличается от предыдущей. Прежде всего светлой цветовой палитрой. Да-да-да! Ведь если побеждать, то только без мести и по закону. Во-первых, введен повсеместный запрет на вызывающее смутные воспоминания слово «реприватизация», которое заменили «повторной приватизацией». Во-вторых, приватизация-2008 аргументирована социальными шагами навстречу бедному украинцу: выплата компенсаций вкладов бывшего Сбербанка СССР, повышение пенсий, пособий при рождении ребенка и т.п.

В-третьих, имеется четкий, практически прозрачный список «распродажи» из 28 предприятий. Первыми к приватизации готовятся 18 крупных объектов, среди которых, в частности, 99,52% акций ОАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ), 67,79% — ОАО «Укртелеком», 75,25% — ОАО «Турбоатом», 26,98% — ОАО «Львов», 25,01% — «Одесса­», 25,02% — «Прикарпаттяоблэнерго» и по 25%+1 акция «Чернигов­», «Полтава» и «Сумыоблэнерго».

Список, понятное дело, нестабильный — постоянно добавляются новые объекты. Недавно глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин заявил, что государственное ОАО «Ощадбанк» может быть приватизировано после завершения программ по компенсации вкладов. «Не нужен обществу такой государственный банк», — подчеркнул «мощный экс-министр экономики». И, в-четвертых, Тимошенко активно пытается поставить приватизацию-2008 на законную основу. Чем не светлая цель? Правда, о том, чтобы сначала принять закон о государственной программе приватизации, а потом уже определяться с перечнем стратегических объектов, речь не идет. Вместо этого издаются распоряжения о возможности не выполнять решение суда, если кто-либо сочтет его недостаточно правомерным. А также изыскиваются пути, как нынешнему украинскому правительству посадить своего человека во главе Фонда госимущества. Движение в этом направлении началось еще 9 января. Потом появились сообщения о теневой реприватизации Черноморского судостроительного завода (Николаев) и незаконной выдаче разрешения на перепродажу акций Херсонского судостроительного завода, о значительных нарушениях при приватизации ОАО «Лугансктепловоза». И 6 февраля Кабинет министров не выдержал — руководствуясь непреодолимым желанием избавить ФГИ от «главной коррупционерки», он временно отстранил Валентину Семенюк от занимаемой должности. Но за сутки, исполняющий ее обязанности Андрей Портнов, успел провести заседание и сделать несколько кадровых перестановок!

Маленькая подножка для Тимошенко

Крайне интересная сценка разыгрывается вокруг ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз». Это предприятие было включено в перечень предприятий, обязательных для приватизации. Во второй половине января руководитель службы Секретариата президента по обеспечению связей с Верховной Радой и Кабинетом министров Ян Берназюк сообщил, что Виктор Андреевич предлагает включить в перечень объектов для приватизации в 2008 году «Лугансктепловоз», приватизационная продажа которого в 2007 году российскому «Трансмашхолдингу» в условиях ограниченной конкуренции была признана судами незаконной.

Итак, маленький экскурс в прошлое. Конкурс по продаже 76% акций «Лугансктепловоза» был объявлен Фондом госимущества 19 июля 2006 года, а 2 октября 2006 года приостановлен по требованию судов. Однако запреты судов были неожиданно сняты, и 23 марта 2007 года ФГИ признал УК «Брянский машиностроительный завод», входящую в крупный российский «Трансмашхолдинг», победителем конкурса: пакет был продан за 292,505 млн. гривень при стартовой цене 292 млн. гривень.

В то же время украинские ОАО «Днепровагонмаш» и ОАО «Марганецкий горно-обогатительный» комбинат (оба — Днепропетровская область) не были допущены к конкурсу. С учетом нарушений, с которыми был выставлен «Лугансктепловоз» на продажу, возникает резонный вопрос: почему президент Украины не заметил и не остановил в свое время приватизацию этого предприятия? Почему о «Лугансктепловозе» вспомнили именно в январе 2008 года?

Подлила масла в огонь и эмоционально настроенная команда Юлии Владимировны. Депутат Валерий Писаренко поспешил сообщить, что «Лугансктепловозом» интересуются многие предприятия, в том числе и иностранные. Он не исключил, что предприятие будет выкуплено нынешним его владельцем — российским «Трансмашхолдингом», но по справедливой цене. «Думаю, что цена поднимется минимум в 10 раз».

После таких заявлений об «удачных визитах» к соседям думать не приходится. «Все почему-то забывают о том, что Российская железная дорога, которая является государственным предприятием, владеет долей акций собственника «Лугансктепловоза», — поспешила напомнить нынешнему премьеру Валентина Семенюк. Добавив, что Украина будет судиться с Россией, в бюджете которой на 2008 год предусмотрены средства на закупку луганских тепловозов.

Тормозящий момент

Усилиями нынешнего правительства Украина поставлена на путь «большой приватизации»: за год планируется продать предприятий больше, чем за годы всей независимости. Хорошо это или плохо, однозначно не скажет никто. С одной стороны, раскрутив приватизацию и реприватизацию некоторых объектов, можно стимулировать рост экономики. С другой стороны, если направить приватизационные средства на миллиардные долги Сбербанка СССР и, не опираясь на рост заработной платы, очень сильно увеличить пенсии, не миновать «шоковой» инфляции.

Еще одним минусом «большой приватизации» может оказаться и мировой финансовый кризис, который, может стать самым тяжелым со времен окончания Второй мировой войны. С каждым днем падающий рынок понижает в цене предприятия, и украинские стратегические объекты не исключение.

Но больней всего ощущать, что «большая приватизация» спровоцирована очередными президентскими выборами, покупкой голосов для победы-2009, что правительство рассматривает гиперприватизацию исключительно как источник покрытия дефицита бюджета и финансирования популистских проектов.

И лишь соперник по президентским выборам-­2009 может остановить большое дело Юлии Тимошенко. Пока Кабмин вяло реагирует на просьбы президента Украины составить график приватизации по каждому объекту, разработать хорошо организованную предпродажную программу и не пускать средства от приватизации на социальные программы.

Правда, Виктор Андреевич показал, кто сильнее, и на деле — в вопросе отставки главы ФГИ, и на словах — в вопросе приватизации облэнерго. Президент предостерег, что не допустит «раздачи облэнерго определенным политикам для того, чтобы они в парламенте голосовали так, как кто-то захочет». «Приватизация должна проходить исключительно конкурентно, прозрачно, без всяких политических подачек, а не то моя реакция будет мгновенной», — припугнул он.

Хочется верить, что «кто-то» внемлет этой угрозе и будет осторожнее расставлять автографы на приватизационных документах. Ведь жизнь кончается не завтра! А спешка и отсутствие стратегии в таких вопросах, как приватизация «движущей силы экономики», — гарантия плачевного исхода.

Автор: Федор Грамоткин
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.