Газета «Наше Дело»
новости, политика, экономика, история, скандалы, компромат
 
о газете  подписка  контакты  форум  карта сайта 

Мне б сырку к чайку или ливерной...

В правительстве Тимошенко экономическими козырями стали незабвенная «Юлина тысяча» в качестве возвращения вкладов Сбербанка СССР и меморандумы с продавцами бензина и продуктов питания. Однако сложность ситуации оказалась в том, что карты оказались биты — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе
В правительстве Тимошенко экономическими козырями стали незабвенная «Юлина тысяча» в качестве возвращения вкладов Сбербанка СССР и меморандумы с продавцами бензина и продуктов питания. Однако сложность ситуации оказалась в том, что карты оказались биты — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе
Юрий Ехануров: «Инфляция уже уничтожила тот миллиард гривен, который был добавлен на нужды армии по сравнению с прошлым годом»
Юрий Ехануров: «Инфляция уже уничтожила тот миллиард гривен, который был добавлен на нужды армии по сравнению с прошлым годом»

Госкомстат обнародовал показатели роста продовольственных цен на Украине за первые три месяца наступившего года. Казалось бы — сухие цифровые значения, но как взволновали они даже тех, кто доселе считал себя если не обеспеченным, то уж точно не обделенным или обездоленным в финансовом смысле человеком. Да и как тут не огорчиться, если хлеб у нас за три месяца подскочил в цене на 10%, мясо — на 17%, растительное масло — на целых 26%, а фрукты и овощи — и вовсе на 32—33%. Подешевели только яйца, правда, всего на 1%.

И это, заметьте, средние значения по стране. О максимальных показателях даже думать страшно. По сравнению с апрелем предыдущего года общий рост цен составил не менее 40%, а по некоторым группам товаров (фруктам и овощам, растительному маслу) — и вовсе 60—80%. Благо, одежда и обувь подорожали всего на 2,5—3%. Но время ли думать об одежде, когда кошелек катастрофически худеет с каждым походом в продовольственный магазин или на рынок?

Тут бы услышать нечто обнадеживающее от правительства, увидеть хваленые интервенции от Госрезерва да почувствовать обещанную «лавину» продовольственного импорта. Да не сложилось пока ни с одним, ни с другим, ни с третьим. Виновны во всем «мировые тенденции и предыдущее правительство». Иных объяснений происходящего от Кабмина не дождешься.

Кушать хочется всем

Проблема роста цен на продовольствие действительно вышла за рамки сугубо регионального бедствия. Кадры «голодных бунтов» в странах Азии и Африки ежедневно открывают выпуски теленовостей по всему миру. Рис ли на Филиппинах, сосиски в Австрии или овсянка в Великобритании — дорожает все и везде, а под ценовой удар попадают даже те, кого называют «средним классом», вне зависимости от географии проживания.

Среди причин глобального кризиса специалисты организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO) называют следующие. Во-первых, стоимость энергоносителей. Баррель нефти или кубометр газа дорожают ежедневно. А значит, растут в цене бензин, все горюче-смазочные материалы, электроэнергия, а вслед за ней и производство химических удобрений. С такими не по дням, а по часам растущими расходами аграриям проще и дешевле вообще уйти из сельскохозяйственного бизнеса.

Во-вторых, рост цен спровоцирован дефицитом продовольствия на крупнейших мировых рынках. А дефицит «породил» повышенный спрос на хлеб, молоко и мясо в таких быстроразвивающихся странах, как Китай и Индия. Некогда бедные китайцы и индусы стали неплохо зарабатывать и, как следствие, хорошо и много питаться. 20 лет назад среднестатистический китаец потреблял свинины в полтора раза меньше, чем сейчас. А сегодня его, китайца, не останавливает даже 60% рост мясных цен. Ежедневный доход мясника в Поднебесной в три раза превышает ежедневный доход продавца запчастей к китайским автомобилям!

Третьей причиной дороговизны продовольствия считается ориентация на производство биотоплива. Неприхотливый рапс, сахарный тростник и прочие «топливные» культуры обходятся сельхозпроизводителям относительно недорого, а выручка от производства биоэтанола с лихвой покрывает все затраты. Не удивительно, что аграриям интереснее засевать площади именно рапсом, а не кукурузой, пшеницей или соей. В итоге общий объем посевов «съедобных» культур заметно сокращается, что опять же ведет к их нехватке на рынке и дальнейшему росту цен.

Прибавьте к этому отсутствие более-менее четких прогнозов на урожай, фактическую пустоту в закромах традиционных экспортеров сельхозпродукции (Австралии, Аргентины, Канады), а также сложные погодные условия, когда из-за смены климата посевы гибнут то от непредвиденной засухи, то от наводнений, то от нашествия насекомых. Отсюда и неутешительные выводы FAO: рост цен на продовольствие продолжится. Причем тенденцию не удастся переломить в ближайшие лет десять — до тех пор, пока мир не научится экономить энергию и рационально использовать посевные площади. Тем временем богатым доведется сменить размер кошельков и умерить продовольственные аппетиты, а бедным — «спасаться, кто как сможет».

О соловьях и баснях

Украина, к счастью, — страна в аграрном смысле не бедная. Все-таки входим в пятерку мировых экспортеров зерна. Однако разрушить имеющийся запас сельскохозяйственной прочности — раз плюнуть. Вступление в ВТО, сезонная волна нехватки собственного продовольствия, а также повышенный интерес к уже упомянутому биоэтанолу способны вообще свести на нет пусть и не яркие, но все же успехи украинских аграриев.

Но если ВТО или биоэтанол — «объективное зло», растянутое во времени, то дефицит продовольствия и рост цен на него (хоть сезонный, хоть не сезонный) — вот он, на прилавках. Каждое утро продавцы супермаркетов и рыночных палаток меняют ценники на свой товар в сторону увеличения. И на наивный возглас: «Позвольте, но вчера же было еще по 3, почему же сегодня по 5», отвечают: «А что вы хотите — инфляция!»

Как тут не вспомнить правительственные обещания о снижении цен «уже с понедельника»? Как не вспомнить два «знаковых» меморандума об основах ценообразования на рынке нефтепродуктов и продовольствия?

Последний — продовольственный — был подписан еще 28 марта, и согласно документу розничные сети обязались уменьшить торговую надбавку на молоко, масло, сахар, вареную колбасу отдельных сортов и социальный хлеб с 20—50% до 12%. Но пошла уже вторая неделя со дня подписания меморандума, а обязательства свои выполнять никто особо не спешит. Не боятся владельцы супермаркетов продавать растительное масло (которого в стране вроде как залейся) по цене выше заявленных 10 грн 30 коп за литр. Да и сахар по 2,50 грн с яйцами по 5—6 грн за десяток днем с огнем не сыщешь.

Не спорю, кое-кому везет увидеть некоторое продовольственное изобилие по приемлемым ценам на рынках — это, вероятно, и есть заявленные правительственные интервенции. Только на всех этих интервенций, естественно, не хватает. «Дешевая» еда разметается в считанные минуты, и нерасторопным покупателям доводится изучать уже совсем иные ценники на фактически одни и те же товары. А между тем, всякого рода меморандумы и прочие административные ухищрения, призванные якобы побороть рост цен, — это как раз те грабли, на которые мы уже не раз наступали. Бесполезность ручного «добровольно-принудительного» управления рынком доказана-передоказана не только своими, но и чужими шишками. Чего далеко ходить: в соседней России цены на продовольствие пытались «держать» всеми возможными способами (вплоть до запрета экспорта) три зимних месяца. Что в результате получили? Рост цен на 5%. А по итогам года инфляция составит не менее 13%.

На Украине ожидают и того больше — 17—18%. Чем не повод задуматься? Не проще ли установить государственный контроль не за магазинными ценниками, а за всей производственной цепочкой — от поля до прилавка? Упразднить ненужных посредников на этапе купли-продажи сельхозсырья, его обработки и конечной продажи в магазине? Понятно, что это весьма непросто. Но у действующего правительства большой опыт борьбы с посредниками — вот и применить бы его еще раз. А то ведь даже школьнику понятно, что, уменьшая цену на вареную колбасу 2-го сорта, продавец автоматически повысит стоимость колбасы сорта первого или высшего. А едим мы с вами преимущественно колбасу «хорошую», а не «социальную».

Правда, столь очевидная мысль в нашей стране пока не популярна. Зато популярны всевозможные призывы, воззвания, обещания, угрозы и, как водится, критика. На каждый выпад премьера Тимошенко находится контрвыпад оппозиции.

«Правительство Тимошенко увеличивает налоговую нагрузку на предприятия, а, получив денежную массу, направляет их на социальные выплаты из того расчета, что люди через рынки-магазины вернут эти деньги на предприятия, купив товары, и в результате запустится механизм внутреннего инвестирования экономики. Но когда люди получают эти деньги и идут в торговую сеть, оказывается, что внутреннее производство не может адекватно ответить на возросший спрос», — заявил ИМК («ИнтерМедиа консалтинг») народный депутат Юрий Бойко. «Я хочу предупредить, может случиться так, что правительство, не создавая условия, а вмешиваясь в рыночные механизмы, ограничивая цены, создаст ситуацию, когда в магазинах будут ценники, но не будет товара», — продолжил мысль нардеп Александр Пеклушенко. «По моему мнению, сегодня к руководству Минфина, как, впрочем, и многих других министерств и ведомств, вновь пришли политики разговорного жанра. Эти теоретики не видят за цифрами живых людей, их проблемы. Министерство финансов во главе с В.Пинзеником не в состоянии разработать реальный бюджет, который бы обеспечивал нормальное развитие государства. В результате сегодня имеем эрзац-бюджет, который не обеспечивает ни социальную защиту граждан, ни экономическое, ни инновационное развитие страны. А отсутствие нормального бюджета сказывается и на инфляционной составляющей», — заверил парламентарий Алексей Плотников.

Не отстают от оппозиционеров и чиновники, близкие к президенту Ющенко. Так, Секретариат президента Украины оценивает потери физических лиц — владельцев банковских депозитов из-за высокой инфляции в первом квартале этого года в 9,8 миллиарда гривен. А министр обороны Юрий Ехануров и вовсе выступил с обескураживающим заявлением: «Инфляция уже уничтожила тот миллиард гривень, который был добавлен на нужды армии по сравнению с прошлым годом».

А жить-то теперь как?

Разность мнений и подходов в сфере борьбы с инфляцией, в принципе, явление распространенное. Так было и будет: политические конкуренты всегда держат про запас каждый свой экономический козырь, который рано или поздно выкладывается на стол. В правительстве Тимошенко такими козырями стали незабвенная «Юлина тысяча» в качестве возвращения вкладов Сбербанка СССР и уже упомянутые меморандумы с продавцами бензина и продуктов питания. Однако сложность ситуации оказалась в том, что карты оказались биты — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. А Кабмин не делает ровным счетом ничего, чтобы хоть как-то отыграться.

«В марте уровень инфляции на Украине составил 26 процентов, что было вызвано резким ростом цен на продовольствие и чрезмерной щедростью государства. Хотя рост цен на продукты питания и энергоресурсы явление глобальное, ситуация на Украине усугубляется из-за бюджетной политики государства. Более того, возникшая политическая ситуация снижает шансы на то, что правительство пойдет на коренные изменения, чтобы справиться с инфляционными проблемами», — отмечает влиятельное британское издание «The economist». И добавляет: «Резкое увеличение пенсий, зарплат бюджетников, минимального уровня оплаты труда и социальных выплат в целом привело к существенному росту наличных доходов. Вливание наличности неизбежно подталкивает вверх цены. При этом на политическом фронте битва с инфляцией осложняется еще и тем, что Тимошенко озабочена своей предвыборной кампанией, видимо, не меньше, чем проблемами управления страной. Трудно себе представить, что премьер-министр решится на затягивание поясов населения, поскольку за это ей неизбежно придется расплачиваться падением поддержки общества. Но в этом она не одинока: начиная с 2001 года, зарплаты в Украине росли быстрее, чем производительность, хотя совершенно очевидно, что такая тактика несостоятельна».

Аналогичной позиции придерживаются и экономисты Всемирного банка. Так, эксперт ВБ Мартин Райзер пояснил ИМК, что сегодня для Украины важнее не пересматривать макроэкономические показатели (за исключением инфляции), а сосредоточиться на создании реалистичного бюджета с четким показателем расходов. «Пересматривать бюджетные расходы сегодня не следует. Продуктивность труда не поспевает за ростом зарплат, пенсий — отсюда и рост цен. Украинскому правительству в пору не расходы увеличивать, а принимать ряд весьма непопулярных мер, в частности, повысить коммунальные тарифы до рыночного уровня. Это все равно придется сделать — не сейчас, так в январе следующего года. Только если отложить это решение до следующей зимы, тарифный скачок может превысить 150%! Кроме того, в аграрном секторе пора открыть границы для экспорта. Квотирование вывоза зерна на Украине практикуется с 2006 года. Это как-то улучшило ситуацию на хлебном рынке? Цены на хлеб как росли, так и продолжают расти. А открыв границу, вы сможете неплохо заработать в условиях глобального продовольственного кризиса», — уверен Райзер.

Прислушаются ли на Украине к авторитетным заявлениям? Не исключено. Во всяком случае, в скором времени должно состояться заседание Кабмина на тему борьбы с инфляцией и формированием нового бюджета на 2008 год. Вот мы и полюбопытствуем: в чести ли у действующих чиновников иностранные советы.

А пока же не прогуляться ли нам в ближайший магазин с целью изучить ценники и прикинуть расходы? А заодно ощутить, наконец, единение со всем миром, риторически вопрошая: «А кому сейчас легко?»

Автор: Олеся Сафронова, ИнтерМедиа консалтинг
Наше Дело

Региональная общественно-политическая газета. Свидетельство о гос. регистрации выдано управлением по делам прессы и информации Одесской областной госадминистрации, серия ОД N991 от 14.12.04 г.