Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Дела свидомые

Добыча языка. Часть I

В период современного глобального смешения культур и традиций одним из последних оплотов самоидентификации этнокультурных групп остается язык. Языковый вопрос — болезненная проблема украинской независимости. Уходя на второй план поля зрения политиков и СМИ в межвыборный период, он с каждыми новыми выборами встает с новой силой, становясь едва ли не стержнем консолидации каждой из традиционных половин Украины (Северо-Запада и Юго-Востока). В зависимости от предлагаемого решения: моно- или билингвизм, один или два языка в литературно-деловом употреблении. Начиная с президентских выборов 1994 г. и победы Кучмы, ставка на двуязычие почти всегда приносила кандидатам численный перевес. Но только заканчивались выборы, вопрос законодательного признания равноправия русского языка снова откладывался в долгий ящик.

Эта статья написана в контексте сопротивления насильственной украинизации, тоталитарно развернувшейся в нашей стране с приходом оранжевого режима. Хоть создание антикризисной коалиции в Верховной Раде летом 2006 г. и избрание премьер-министром В. Януковича притормозили этот процесс, надежд на его прекращение политическими средствами пока нет. Однако из моего неприятия украинизации не следует, что я стою на позициях столь же насильственной русификации украинцев. Просто о ее тоталитарном характере более чем достаточно пишут апологеты нынешнего украинства, поддержанные всей мощью государственной машины. И я не буду их повторять, в том числе и потому, что являюсь противником государства как аппарата подавления, что вполне подтверждает ниже приведенный материал. Я русский украинец и не скрываю этого. Но борюсь я с насильственной украинизацией не потому, что она украинизация, а потому, что она насильственна. Главная задача данной работы — борьба не с культурой, а с насилием, что полностью соответствует моему анархическому мировоззрению.

Мифология и история

Начнем наше расследование с обзора «невинных» изысканий в истории. Былые притеснения в языково-культурной сфере дают сторонникам украинского монолингвизма неизбывную энергию и общедоступную доказательную базу своей правоты для большей части общества, наделенного этатическим сознанием. С самого начала языковая битва идет по всем фронтам от апелляций к политической справедливости и лингвистических изысканий до манипуляций с опытом эталонных демократий. Однако главную аргументационную нагрузку в языковом поединке несет историческая ретроспектива. Поиск родовитости — это система психологической защиты этноса, когда пополнение самоуважения идет за счет известных предков, зачастую мифологических или притянутых сомнительным этногенезом. Но обязательно личностей, народов или культур, в сравнении с которыми недавние притеснители совсем беспородны.

Украина — это вполне конкретная страна со своей протяженностью как в пространстве, так и во времени. Но если пространственные границы раздвинуть проблематично, то с историей в нашей стране никогда особо не церемонились. Вспомнить хотя бы целые поколения марксистских «ученых», представлявших весь исторический процесс как перманентную классовую борьбу. В смысле искажений и фальсификаций украинские националистические историки — родные братья марксистских. По их концепции вся история племен и народов, населявших некогда нашу страну, сводится к исконному и непрерывному созданию украинского этноса. Сначала временные границы украинской государственности были отодвинуты до Украины-Руси, мол, Киевская Русь была основана украинцами. Потом украинцами оказывалась большая часть скифов, сарматов и т.д. Теперь же и это кажется мелким. Удревнение этнической породы дошло до искусственного выведения первого в мире государства Украины-Аратты V тыс. до н.э.

Начиная с Бадера и Даниленко, некоторые исследователи предполагали протошумерскую принадлежность пиктограмм Каменной Могилы под Мелитополем (Запорожская обл.), которые в 1994-96 гг. якобы прочел шумеролог А. Кифишин. Это «открытие» развил в своей концепции некогда перспективный археолог, а ныне главный национал-патриотический летописец Ю. Шилов. По его словам, первое в мире государство Аратта, из которого себя выводили шумеры, возникло в VI тыс. до н.э. в долине Дуная. А в середине V тыс. его центр сместился в Дунайско-Днепровское междуречье, где Аратта известна под условным названием «археологическая культура Кукутени-Триполье». Трипольская культура (ТК) — привлекательный ориентир в глубине веков. Яркая межплеменная общность IV-III тыс. до н.э. с многочисленным населением, удивительной расписной керамикой, двухэтажными домами, поселками-протогородами, дальними культурными и торговыми связями до малоазийской Трои и северокавказского Майкопа. Но при чем здесь украинцы?!

А вот при чем. Как резюмировал патриотические ожидания от этих открытий авторитетный киевский еженедельник, «признание того факта, что пиктограммы Каменной Могилы и культуры Кукутени-Триполья являются протошумерскими, кардинальным образом изменит наше понимание становления первоистоков человеческой цивилизации на территории нынешней Украины и Европы вообще». Мировая цивилизация начинается в Украине! И вот уже верный шиловец Ю. Мосенкис утверждает, что «современный украинский язык сохраняет языковое наследие Триполья». Выходят сомнительные труды «Трипольское государство в Украине V-III тысячелетий» и «Трипольский прасловарь украинского языка». И хронологическая пропасть около 40 веков (до кристаллизации украинского языка), в течение которых бывшие земли ТК являлись проходным двором сотен народов, неизменно сметавших предшествующее население, подобных «ученых» не смущает. Сейчас Шилов имеет тьму национально озабоченных последователей, которые уже удревняют «происхождение украинской нации» до XVIII-XV тыс. до н.э. И говорят о ее расселении от Днепра до Египта, Месопотамии, Индии и Китая

Чтобы вернуть вас в реальность, замечу, что единственный город Аратта, связанный с подвигами Гильгамеша и других персонажей шумерского эпоса, локализуют в непосредственной близости от Нижней Месопотамии. По наиболее признанным гипотезам, где-то в горах Элама, у оз. Урмия в Иранском Азербайджане, на месте комплекса Мецамор в долине Арарата или городища Годин-Тепе в Южном Курдистане. Но никак не на Правобережной Украине! Да, заслуженный славист Б. Горнунг однажды осторожно предположил, что «языковые предки протославян... могли на этом этапе своего языкового развития находиться только среди носителей ТК ее среднего этапа». Проще говоря, речь у него шла о возникновении неких пучков изоглосс, которые прошли через многовековые протославянскую и праславянскую стадии языкового развития, и сохранились архаикой в языке славян. Только в языке, никаких этнических связей! Горнунг в страшном сне не мог подумать назвать трипольцев славянами, тем более украинцами. И, тем не менее, далеко не все научное сообщество поддержало его даже столь осторожную гипотезу.

Тотальная триполизация украинской истории

Конечно, нынешний случай с Трипольем — это не первый раз, когда профанирующие писатели или неудавшиеся ученые в порыве честолюбия превращают историю в базарный лубок. Справедливости ради надо отметить, что сейчас подобные патриот-фантазеры есть и в России, Казахстане, других странах СНГ. Но, с другой стороны, и игрались бы Кифишин, Шилов и Ко в свои этногенетические фантазии. Кому это мешает? Не мешало, пока не взял Украину-Аратту на вооружение государственный агитпроп оранжевого режима. Еще в период его зарождения, в октябре 2004 г., в Киеве прошел первый всемирный конгресс «Трипольская цивилизация». В его докладах уже можно было прочувствовать цепкие пальцы политики на горле археологии. Так между выступлениями серьезных, признанных ученых втиснулся известный «триполевед», председатель благотворительного фонда «Триполье», народный депутат И. Заяц, согласно выступлению которого ТК — и прародина украинцев, и основательница европейской цивилизации, и очаг становления индоевропейской общности. Характерно, что на момент конгресса он был членом фракции «Наша Украина».

Ну, а после победы оранжевых Триполье стало чуть ли не главной государственной проблемой. Шутка ли, сам президент коллекционирует древности ТК, и моду эту (типа путинских лыж) подхватывает весь помаранчевый истеблишмент. С начала 2005 г. трипольская культура — ведущая историческая тема информационного пространства Украины. Количество трипольских сайтов и Интернет-публикаций не поддается подсчету. Весной в Японию на выставку ЭКСПО-2005 вывозится частная коллекция Полещука, помощника нардепа и брата президента П. Ющенко. В конце года сам президент презентует в штаб-квартире ЮНЕСКО выставку «Украина — миру», посвященную трипольской культуре.

Пресс-служба Черкасской облгосадминистрации объясняет, что трипольская культура вызывает сегодня интерес во всем мире, «как древнеукраинская культура». А 23 февраля 2006 г. по вопросу популяризации ТК прошло крупное совещание у вице-премьера В. Кириленко, куда, зная позицию официальной науки, не пригласили Институт археологии НАН Украины. И вот уже в самом селе Триполье создан историко-археологический музей «Древняя Аратта-Украина». Появилась частная начальная школа «Аратта» в Киеве и Черниговский центр для детей и юношества «Аратта», в которых новых украинцев сызмальства будут учить политически выдержанной истории. Образовательные порталы всерьез предлагают рефераты «Аратта» в разделе «Всемирная история».

Ввиду тотальной триполизации украинской истории не только серьезные ученые и оппозиция, но и трезвомыслящая часть национал-демократического лагеря стала критиковать эту идею. Бунт на корабле: насквозь оранжевый ТВ «5-й канал» дал слово ученым, которые призывают «не идеализировать трипольскую культуру и не делать из нее колыбель европейской цивилизации… такая непрофессиональная дискуссия только навредит Украине». А один из центральных рупоров оранжевой революции Интернет-издание «Украинская правда» замечает, что «в ближайшее время мы будем иметь официальную идею первородства украинской нации, над которой будет смеяться весь мир»

Уже смеется. Украинский павильон выставки достижений ЭКСПО 2005 в порыве квасного патриотизма был занят артефактами той же ТК (последнее достижение Украины!), а над скифскими бабами развевалось оранжевое знамя «Так!». Подобное рытье исторической породы сильно смахивает на фальсификацию собачьей родословной, в результате которой аферисты пытаются продать щенков по завышенной цене. Вероятно, для оранжевого режима продажа породистой Украины — примерно то же самое.

Однако не все так безобидно. Поиски родовитости и культурного превосходства — первый шаг к арийскому мифу и, как следствие, фашизму сверхлюдей. Критики политических махинаций с Трипольем справедливо задаются вопросом: не является ли доказательство первородства одного этноса попыткой одновременно доказать второсортность всех остальных? История науки уже знает подобные манипуляции археологией в политических целях во времена Третьего Рейха. И возрождение этой тенденции в нашей стране подтверждает украинский национальный портал «Аратта», коллектив которого в своем обращении к читателям заявляет, что ТК создали арии и что именно они являются предками украинцев. Так что бесноватый фюрер со своей кликой нагло обманули человечество: истинные арийцы — украинцы. И Штирлиц, наверное, из них. Потешно. Но все же отдает душком 14-й ваффен СС. Видно, бродит еще в украинских жилах эта расовая патология, и не спишешь ее на борьбу за независимость или патриотизм.

Или не все так страшно? Мало ли какими игрушками балуются взрослые мужики! Кто-то лепит горшки, а кто-то — родословное дерево… Но нет. Пока ученые и политики спорят вокруг ТК, на основании трипольско-арийских бредней тем же Шиловым создается вполне реальная идеология казацких полувоенных формирований под названием «арийская военная доктрина». Я еще к ней вернусь в конце исследования. Можно быстро устать от дальнейшего разбора фанатиков украиноцентризма, что пишут заново украинскую историю и этнографию, как перволюдей, да еще, что ужасно, проникают со своим бредом в школьные учебники. Разбор этой клиники слишком утомителен и бесперспективен, как попытка вразумления зомбированных жертв тоталитарных сект. Их надо не увещевать, а лечить. Ну, а в плане манипуляций сознанием подрастающего поколения и уродования его в образ новых ариев-сверхлюдей, ими, конечно, должны вплотную заниматься компетентные органы. Тотальная триполизация украинского исторического сознания есть часть строительства новой национальной идеи, которая с первого взгляда может показаться патриотической, но на поверку является очередной вариацией арийского мифа, то есть идеей расового превосходства.

Возвышение мифических предков и унижение предков реальных

С другой стороны, как заметил нардеп Т. Чорновил, «после трипольской культуры... украинская история будто выпадает, никто про нее не хочет вспоминать». Оранжевым режимом игнорируются более поздние исторические проблемы, решение которых могло бы развязать многие современные конфликты. В том числе и языковый. Возвышение предков мифических — это не только унижение предков реальных. Чем дальше от реальной истории, тем спокойнее в решении культурных вопросов. Для сравнения с мифической триполизацией существует куда более реалистичная генеалогия восточнославянских языков, согласно которой в Украине нет противостояния украинского и русского языков, есть соперничество двух украинских (!) языков. Как известно, один из основных вкладов в строительство русского языка внесли диалекты полян и северян, автохтонных племен Украины. Тысячу лет назад центр восточнославянского единства Киевская Русь синтезировал на основе полянского диалекта Среднего Поднепровья первый национальный язык, так называемую «старокиевскую (великорусскую) литературно-деловую языковую норму».

Коль скоро современное украинское государство объявляет себя прямым наследником Киевской Руси, этот язык можно определить как первый общеукраинский. Именно этим языком киевские князья и книжники окультуривали (можно сказать, «украинизировали») западные (волынян и галичан), северные (вятичей и словен) и южные (уличей и тиверцев) племенные союзы Руси. Этот «первоукраинский» язык был одновременно и государственным и языком межнационального общения, при сохранении местных диалектов. Его развитие в центральных, западных и южных землях Киевской Руси было прервано нашествием Батыя и разгромом Киева в 1240 г. Сохранился он вместе с переходом великокняжеского престола во Владимир и получил свое дальнейшее развитие в качестве «литературно-деловой языковой нормы» лишь в северо-восточных областях бывшей Киевской Руси, будущей Московии. И в течение XIII-XVI вв. этот киевско-московский язык полностью ассимилировал в Московии все неукраинские (!) (вятичские, кривичские, словено-ильменские) диалекты.

Таким образом изначальный язык Москвы — вятичский восточнославянский диалект — с середины II тыс. н.э. полностью сменился первоукраинским старокиевским диалектом, развернувшимся в землях северо-восточной Руси в «великий и могучий» русский язык. Великорусский язык развился непосредственно из среднеднепровского восточнославянского регионального «лингвистического пучка». Он родом не из России — это наша, Киевской Руси (условно, первоукраинская) языковая норма. А значит, новополтавский (украинский) и старокиевский (великорусский) — это даже не родственные языки, а диалекты одного (родом украинского) языка. Причем русский (старокиевский) диалект отсутствовал на родине сравнительно недолго. Спустя 250 лет на московских саблях он вернулся домой. В землях современных Харьковской, Луганской и Донецкой областей первоукраинский русский диалект вновь появился уже в конце XV в. Именно его носители при активной поддержке новополтавских украинцев максимально расширили пределы Украины, вернув ей все западные и южные земли Киевской Руси и даже присоединив татарский Крым. Таким образом русский язык никогда не был чужим для Украины. Он лишь вынужденно и временно отсутствовал. Почему же до сих пор национал-патриоты с подачи режима визжат в адрес русского языка в Украине: «Чемодан — вокзал — Россия!», снова выдавливая его на север, подобно Батыю?

Добыча языка. Часть II

Автор: Вячеслав Азаров