Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Юбилеи и юбиляры

Иных уж нет, а те — далече...

С юбилярами и юбилеями придется подождать. Несколько изменяя сложившейся традиции, в этом выпуске мы посвящаем 16-ю полосу тем, кто покинул нас буквально на днях. Скажем без преувеличения: мировой кинематограф осиротел. Впрочем, и время измельчало...

Антониони

30 июля около 20:00 в своем собственном доме в Италии скончался знаменитый режиссер и сценарист 94-летний Микеланджело Антониони. Итальянская пресса сообщает, что великий режиссер умер спокойно, сидя в своем кресле. Рядом все время была его супруга. Антониони родился в 1912 г. в городке Феррара на северо-востоке Италии и там же был похоронен 2 августа.

Великий маэстро в 1935 году окончил Высшую школу экономики и коммерции Болонского университета, работал в банке. В конце 1930-х — начале 1940-х годов был кинокритиком, в том числе в официальном фашистском журнале Cinema. В Болонье он окончил Высшую школу экономики и коммерции, одновременно рисовал, а также писал критические статьи для местной газеты. В 1939 году Антониони приехал в Рим, сотрудничал с журналами Cinema и Bianco e nero, учился режиссерскому мастерству в киношколе. Первую самостоятельную ленту снял в 1943 году: документальный фильм «Люди с По» — о жизни североитальянских рыбаков. После окончания Второй мировой войны Антониони в основном снимает короткометражные фильмы, два из которых получили призы «Серебряная лента за лучший документальный фильм» от Итальянского национального синдиката киножурналистов.

Признание же и широкая известность пришли к режиссеру в 1960-х годах, после фильмов «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня». На гребне этого успеха Антониони поставил в 1966 году в Великобритании фильм « Блоу­ап» («Фотоувеличение» ), удостоенный главного приза на Каннском кинофестивале.

Интерес зрителей и критики вызвали его картины «Забриски-­пойнт» (1970), музыку к которому создавала группа Pink Floyd. Новое творение, в отличие от предыдущих лент, стало крупнейшим коммерческим провалом Антониони. В 1975 году режиссер снял фильм «Профессия — репортер» (Professione: reporter/The Passenger) с Джеком Николсоном в главной роли. Одной из последних работ Микеланджело Антониони, названного французской критикой «поэтом отчуждения и некоммуникабельности» , стала лента «За облаками» — четыре драматические новеллы, снятые режиссером по своей книге. В работе над этим фильмом также участвовал Вим Вендерс. В последние годы жизни Антониони продолжал работать в кино в качестве сценариста, режиссера, монтажера. Последняя его работа Еros (совместно со Стивеном Содербергом и Вонгом Карваем) увидела свет в 2004 году.

Бергман

В возрасте 89 лет скончался классик мирового кинематографа Ингмар Бергман.

Дочь режиссера Ева Бергман сообщила, что ее отец скончался в своем доме на острове Фаро в Швеции. По ее словам, он «ушел спокойно и безболезненно».

Ингмар Бергман является ключевой фигурой истории мирового кинематографа и входит в список его абсолютных классиков. После первого признания фильма «Лето с Моникой» 1953 года, европейскую и мировую известность в 1957-м получили его фильмы «Земляничная поляна» и «Седьмая печать» с « хрестоматийной» сценой шахматной партии со смертью. Бергман почти всегда сам писал сценарии для своих фильмов и много лет снимал в сотрудничестве с оператором Свеном Нюквистом, создав самые прославленные картины: «Шепоты и крики», «Осенняя соната», «Фанни и Александр», получившую четырех «Оскаров». В 1982 году Бергман объявил об уходе из кино и целиком посвятил себя театру и телевидению.

Ингмару Бергману было 89 лет — в 1918 году он родился в городе Упсала в Швеции. Отец будущего режиссера был строгих нравов лютеранским священником королевской семьи. Уже в детстве Бергман помогал провинциальному кинооператору в наладке кинопроектора. Хотя в Стокгольмском университете Бергман изучал литературу и историю искусств, в начале 1930-х годов он решил посвятить себя кино и театру и в 1944-м стал руководителем городского театра в Хельсингборге. Через два года, поставив несколько спектаклей, Бергман снял «Кризис» — первый из более чем 40 будущих фильмов.

Своим учителем его называли такие разные и знаменитые режиссеры, как Андрей Тарковский, Роберт Олтман и Вуди Аллен. При этом Бергман недавно признался, что сам не любит смотреть свои фильмы, потому что они вгоняют его в депрессию.

Режиссер был женат пять раз, последней его супругой стала Ингрид фон Розен. Он является отцом восьми детей, а об одной из своих дочерей он узнал только тогда, когда ей исполнилось 22 года. BBC отмечает факт, что отношения между женатыми парами часто выходят на первый план в его фильмах.

Смирнова

Народная артистка СССР актриса Лидия Смирнова скончалась 25 июля в Москве на 93-м году жизни. Её многогранный талант надолго запомнился мировому кинозрителю: в списке ролей актрисы одинаково присутствуют как комедийные, так и драматические роли.

Смирнова родилась 13 февраля 1915 в городе Мейзеленске в Татарии. Во время учебы в Московском городском театральном училище, которое она окончила в 1938-м, играла в Камерном и Реалистическом театрах. С 1945 года работала в Театре-студии киноактера до его расформирования

Первая картина с её участием вышла в 1940 году — мелодрама «Моя любовь» мгновенно сделала её настоящей звездой советского кино, ею восхищались миллионы. Красивая, стройная, одаренная, она являлась одной из причин популярности многие фильмов таких, как «Парень из нашего города» (1942, реж. А. Столпер, Б. Иванов), «У них есть Родина» (1950, реж. Л. Легошин, А. Файнциммер), «Большая жизнь» (1946, реж. Л. Луков).

При этом Лидия Николаевна смело играла не только положительные роли, но и воплощала отрицательные образы, с удовольствием снималась в комических фильмах. «Серебристая пыль», «Сестры», «Жучка», «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон» — в каждом из этих фильмов она представляла совершенно разные характеры, от проститутки до доктора пионерлагеря.

Л. Смирнова написала книгу воспоминаний под названием « Моя любовь», где рассказывала о своих встречах с уникальными людьми — Шостаковичем, Эйзенштейном, Дунаевским, Колотозовым. 2 года назад, в день 90-летнего юбилея актрисы, ее лично поздравил президент РФ Владимир Путин со словами: «С Вашим именем связана целая эпоха в отечественном кинематографе. Не одно поколение зрителей знают и любят Вас как актрису яркого таланта, непревзойденного мастерства и редкого обаяния. Фильмы с Вашим участием принесли Вам заслуженный успех и самое высокое профессиональное признание» .

Свою последнюю роль Лидия Николаевна сыграла в фильме «Приют комедиантов» (1995, реж. А. Александров) и была награждена за нее премией «Киношок» в номинации «Специальная премия оргкомитета за 1995 год».

Автор: Богдан Алексин и Кузьма Козинцев