Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Оранжевые клоуны

Да пошла она в аннал!

Интересно, а бабка Параска Королюк войдет в анналы как великая украинка? Сегодня вопрос о великих украинцах страшно актуален в видах аврального формирования мифа об украинской нации и украинской же идее. Нанятый космополитический Шустер возглавил движение на одном из каналов. Барышня с этого же канала — кстати, катастрофически безграмотная — ему в том споспешествует. В студии сидят гаранты (?), эксперты и народ. Все с важным видом дискутируют. И нам хочется приобщиться к высокому и каждого претендента попробовать на зубок, дабы убедиться, что к лику будут причислены только самые великие и самые украинцы.

Так вот, если следовать обозначенным в ходе дискуссии на телеканале критериям, то г-жа Королюк должна войти обязательно. Ибо отвечает не только основным, но и дополнительным требованиям, которые великодушные эксперты из числа властителей украинских умов, с одной стороны, и отобранных строго по социологическим канонам пересичных громадян с другой сочли второстепенными. Мало того, что внесла непостижимый слабому уму вклад в развитие украинской демократии, так еще пани Параска и родилась в Украине, является этнической украинкой, говорит по-украински и наверняка имеет украинскую душу.

Вот тут, пожалуй, стоп.

Никто из опрошенных экспертов-гарантов так и не сформулировал коренные отличия украинской души от иных прочих душ — как славянских, так и Романо-германских, финно-угорских, тюркских etc. Понятно, что украинская душа имеет самые высокие кондиции, отвечает всем представлениям об идеальном и космическом. Немного, правда, саднит неуместный вопрос: а что же иные души, они хуже? Приземленнее? Примитивнее? Не так отзывчивы? Не так широки? Интересно, что попытка прояснить тему на одном из густонаселенных форумов успеха не принесла. Вопрос повис в воздухе, не вызвав даже минимального резонанса. Самые записные свидомитские витии сделали вид, что не заметили предложенной темы. Итак, попытка прояснить суть или, если хотите, сутнисть украинской души бесславно провалилась.

Ладно. Было еще предложение к великим украинцам отнести тех, кто исповедует некую украинскую идею. Аналогичная вышеописанной попытка обсудить тему с зубрами форумных диспутов также впечатляющих результатов не дала. «Что такое эта ваша украинская идея?» — безуспешно вопрошала я, надеясь потырить пару свежих мыслей у бескорыстных праздных допысувачив. Самым внятным пришлось признать ответ: «Украинская идея — это когда Украина понад усэ». Па­а­азвольте! Где-то что-то мы уже слышали, читали в учебниках по истории. «Дойчланд юбер аллес», «зольдатен унд официрен» и прочая хрень привели к самой страшной в истории человечества мировой войне. К тому же как радикальные националистические идеи могут сочетаться с обсессивным стремлением в Европу, которая декларирует презрение к шовинизму, ксенофобии и даже простому национализму, предпочитая общечеловеческие, лишенные этнической окраски ценности? Чего тогда волать о евроинтеграции?

Возможно, украинская идея состоит в чем-то ином, кроме «понад усэ». Тогда в чем? Нет ответа. Что же делать? Как определить не то что величие конкретного украинца, но и самое принадлежность его к украинству? Воля ваша, я таких критериев не знаю, а уважаемые эксперты, как ни пыжились и ни тужились, произнести что-то мало-мальски вразумительное так и не смогли.

Кстати, об экспертах. Собранные с бору по сосенке, они производят странное впечатление. Почему-то несколько политиков, несколько музыкантов, политологов, литераторов и даже боксеры!

Между тем, братья Кличко в ходе обсуждения критериев для определения великих украинцев высказывали вполне здравые мысли, чего не скажешь о записном трибуне и известном интеллектуале Юрии Луценко. Персонаж этот неоднократно радовал нас по-настоящему смешными текстами. В отличие от многих записных юмористов, Юрий Витальевич, действительно комичен. На этот раз известный парадоксалист заявил, что Гоголь ему — не украинец. Потому что показал хохла как салоеда и любителя кумы. И что? Мы все в известной мере салоеды и любители... хм... ну пусть кумы. Это нас как-то особенно низко и оскорбительно характеризует? Понятно, что в представлении нашего потешного терминатора настоящий украинец должен быть исключительно фигурой пафосной. Но любим мы почему-то персонажей Гоголя. Жаль, кстати, что Николай Васильевич не дожил, колоритный портретец Юрия Витальевича мог бы написать, даром, что тот, похоже, и себя уже видит причисленным к сонму великих.

Если же вернуться к серьезному, то, оказывается, задача, поставленная в телепередаче, практически невыполнима. На мой скромный взгляд, в полиэтнической стране такая тема вообще не должна подниматься. Вольно итальянцем или британцам выбирать великих итальянцев и британцев соответственно. Нам же, живущим в стране, где, кроме титульной нации, есть еще более сотни других; в стране, из которой, в силу социальных катаклизмов XX века, уехали сотни тысяч, если не миллионы граждан, найти убедительные критерии для определения великих очень сложно. Да и представления о вкладе тех или иных персонажей истории в украинскую историю ну очень разные у жителей разных частей Украины.

Но мы ж не таковы, чтобы отказываться от невыполнимых — к тому же таких забавных — задач. Ведь надувать щеки так сладко...

Автор: Елена Привен, КИД