Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

ВДНХ Украины

Таможенный спотыкач для иномарки

Созрели для покупки автомобиля? Мечтаете об иномарке? Если желаете сэкономить, не спешите приобретать машину. Свою цену на иномарки Украина еще не выстрадала...

Вначале напомним о том, что же происходило в этом году на автомобильном рынке Украины. Что ждали дилеры иностранных автопроизводителей, на что могли рассчитывать покупатели и какую свинью подложили своим гражданам народные депутаты?

Одним из обязательных условий вступления Украины во Всемирную торговую организацию было снижение ввозных пошлин на иностранные товары. Естественно, от этого, прежде всего, страдает национальный производитель. Но в конечном итоге в выигрыше должен был остаться украинский потребитель, получающий товары европейского качества по сходной цене.

Существенного снижения цен ждали у нас и на иномарки. И дождались: когда Украина стала полноправным членом ВТО, с 16 мая таможенная пошлина на ввоз автомобилей, согласно подписанным договоренностям, была снижена с 25 до 10 процентов. Но продержался сниженный таможенный сбор недолго. Уже 3 июня Верховная Рада большинством голосов приняла закон, согласно которому на Украине была восстановлена 25-процентная пошлина на ввоз иностранных автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2,2 литра.

— Согласно правилам ВТО, пересмотр налоговых обязательств Украины возможен, но только после предварительных консультаций. У нас все произошло абсолютно иначе. Верховная Рада большинством голосов приняла во втором чтении закон о возврате до 1 января 2009 года таможенной пошлины в размере 25% на ввоз автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2,2 литра. То есть на наиболее покупаемый класс автомобилей, — комментирует происходящее на автомобильном рынке президент ВААИД и ООО «Автомобильная группа «Кадиллак, Шевроле» Станислав Щербина.

Поступок украинских парламентариев не остался незамеченным. В связи с принятием упомянутого закона уже получены жесткие предупреждения со стороны Евросоюза, США и Японии относительно нарушения Украиной правил членства в ВТО, предупреждают дилеры. В принципе, государство может пересмотреть таможенные пошлины на ввоз автомобилей, но не так, как поступает сегодня Украина. Мы выбрали, как всегда, тернистый и очень хлопотный путь: ждем официальной реакции или санкций ВТО. Естественно, возможное неудовольствие ВТО будет продиктовано не столь заботой об украинских покупателях, сколь защитой интересов европейских производителей. Но в данном конкретном случае интересы украинских покупателей совпали с желаниями иностранных производителей.

Безусловно, вернуть таможенные пошлины в рамки договоренностей с ВТО может президент, наложив вето на принятый парламентом закон. Однако борьба за повышенные таможенные сборы, как считают эксперты, на этом не завершится. В Раде достаточно много депутатов, лоббирующих интересы отечественного автопроизводителя. И есть предположение, что общими усилиями президентское вето может быть преодолено.

При подобном развитии событий окончательный тариф таможенного сбора на текущий год будут искать в Конституционном Суде. Но, учитывая постоянную загруженность наивысшего арбитра, процесс с рассмотрением законности принятия повышенных таможенных пошлин в рамках обязательств, взятых на себя Украиной перед вступлением в ВТО, может затянуться, как минимум, на полгода. А тем временем, в ожидании вердикта по таможенным пошлинам, авторынок Украины рискует оказаться в коматозном состоянии. Пользы из этого не извлечет ни покупатель, ни продавец. Да и государство, лишившись значительных налоговых поступлений в бюджет от продажи иномарок, тоже проиграет.

— В мае текущего года на Украине было продано 50 тысяч новых автомобилей иностранного производства, — комментирует для нас сложившуюся на авторынке ситуацию эксперт. — С одной стороны, это на 18% меньше, чем в апреле. Но, с другой стороны, это почти на 19% больше, чем майские продажи прошлого года. Падение рынка, естественно, наблюдается. Нынешнюю ситуацию можно объяснить понятием отложенного спроса, спровоцированного ухудшением (ужесточением) условий кредитования. Будем откровенны: очень много автомобилей продавали в кредит. Сегодня банки вынуждены повышать ставки по займам и более тщательно присматриваться к тем, кто приходит в банк за кредитом.

— У нас потребитель достаточно грамотный, четко читает принятые законы и ждет, чем же закончится эпопея с таможенными пошлинами на автомобили, — говорит генеральный директор компании «АВТО Интернешнл» Елена Дулина. — И если бы не проблемы с кредитованием, то объемы продаж автомобилей могли бы удвоиться именно в сегменте продаж импортных автомобилей (напомним, что в борьбе с раскрученной инфляцией коммерческим банкам настоятельно рекомендовано значительно сократить объемы кредитования населения и ужесточить правила их выдачи. — Авт.). За счет перераспределения вкусов потребителя в пользу импортируемых автомобилей.

— Хотелось бы добавить, что в связи с переходом на сниженный таможенный сбор общая сумма уплаченных налогов на один автомобиль снизилась незначительно, — поясняет менеджер. — Кроме таможенной пошлины, существуют еще акцизный сбор и НДС на импорт. А при продаже накручивается еще и НДС на реализацию. Если раньше удельный вес налогов в себестоимости продукции составлял 34%, то теперь они составляют 24%. Это незначительное, в общем-то, падение.

— Будем ли мы повышать цены на автомобили? Безусловно, мы — как резиденты Украины и корректная компания — будем работать в соответствии с требованиями законодательства Украины. Поэтому налоги будем платить в полном объеме. Но параллельно планируем проводить консультации с нашими учредителями и производителями автомобилей, — удовлетворила наш «потребительский» интерес госпожа Дулина. — На Украине должны понимать, что международное право имеет верховенство над правом любой страны. А из-за действий Верховной Рады в стране может в очередной раз возникнуть правовая коллизия. Будем ориентироваться по ситуации. На данный момент мы цены пока сохраняем.

— На самом деле ситуация складывается достаточно серьезная. Если закон вступит в силу, произойдет существенная деформация автомобильного рынка на следующий год, — считает Станислав Щербина. — Те, кто занимается автомобильными рынками, знают, что автомобильный год начинается не 1 января. С одной стороны, мы понимаем, что отечественным автомобильным заводам нужно поднимать технологичность, налаживать выпуск качественной продукции. А снижение таможенных ставок на импортную продукцию лишь обостряет конкуренцию на внутреннем рынке Украины. Но не стоит забывать и о внешних факторах, влияющих на мировой авторынок. Например, стремительное продвижение на европейские рынки китайской продукции, несущее серьезные угрозы мировому автопрому.

— То есть на формирование цены влияет очень много факторов, — продолжает пояснение дилер. — Подорожает металл, значит, подорожают и автомобили. Кроме того, каждый завод-производитель ежегодно повышает отпускную стоимость автомобилей на 3,5—5%. Но неурегулированная ситуация с таможенными пошлинами не позволяет поставщикам иномарок сформировать цену на продукт для Украины. А ведь в июле на Украину поступят уже модели 2009 года. Продажи сегодня приостановились, покупатель стоит в растерянности, не продаются даже автомобили 2008 года, которые просто нужно реализовать. Дилер вынужденно идет на снижение цен на модели текущего года, ведь в августе-сентябре в продаже появятся автомобили уже следующего года. А по какой цене?

— Сегодня никто в мире не понимает, что такое автомобильный акциз. Украина — единственная страна на планете, где акцизным товаром является автомобиль. Тем более нас не понимают, когда речь заходит о том, чтобы повышать акциз или убирать его вообще. Это чисто украинский подход к рыночным отношениям.

Не понимают дилеры и логику отношения украинских производителей автомобилей к своему родному потребителю. По уровню продаж автомобилей Украина в Европе занимает 7-е место, обойдя по количеству проданных на душу населения машин Россию, Польшу, Венгрию, Чехословакию. К слову, о чешских машинах. Их на Украине покупают больше, чем в самой Чехии. Иностранные дилеры признаются, что делать успешный бизнес на Украине помогает наша ментальность. Продавцы шутят, что украинец ради покупки автомобиля готов заложить собственную челюсть.

А вот украинские производители машин всячески пытаются наказать своего соотечественника. Так, к примеру, некоторые марки машин, выпускаемые на Украине, в Европе стоят менее 3 тысяч евро. А для своих, на Украине, цену подняли чуть ли не до 7200. За что же национальный автопром так не любит своего покупателя? Естественно, изучив предложения рынка, покупатель отдаст предпочтение иностранному автомобилю, который ненамного дороже украинского, но зато имеет массу качественных преимуществ.

Кого же хотел наказать повышенной таможенной ставкой законодатель? Импортеров? Так крупные импортеры автопродукции выдержат любое давление. И если нужно будет удержать репутацию компании на украинском рынке, они могут позволить работать даже себе в убыток. Будет ли толк от чехарды с таможенными ставками для украинских граждан и сколько потеряет государство от того, что растерянные покупатели отложат приобретение автомобиля как минимум до следующего года? Пока Украина не вернется в рамки договоренностей, предусмотренных вступлением в ВТО...

Автор: Игорь Шанцев