Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

ВДНХ Украины

Расцвела в стране инфляция, радуется вся моя семья…

Один из самых успешных президентов США Рональд Рейган как-то язвительно, но совершенно правильно заметил: правительство не решает проблемы, оно их финансирует

С 15 сентября 2009 года на Украине, как и предписано законодательством, начался очередной бюджетный процесс. И, по моему глубокому убеждению, стараниями правительства, подготовившего проект главного финансового документа страны, наше государство стоит на пороге величайших обмана и финансовой мистификации, призванных послужить предвыборным целям премьер-министра Юлии Тимошенко, которая уже видит себя следующим президентом Украины.

Один из самых успешных президентов США Рональд Рейган как-то язвительно, но совершенно правильно заметил: правительство не решает проблемы, оно их финансирует.

Так вот: правительство Тимошенко не решает и не финансирует множество проблем, стоящих перед страной. Проект госбюджета-2010 — это сплошной обман населения страны, которое совсем скоро превратится в одноразовый народ — в электорат.

Проект госбюджета на следующий год — это пустой политический документ, потому что весь он построен на ложных, неправильных и популистских основаниях, а значит, является заведомо невыполнимым. Правда бюджета — в том, что Тимошенко с его помощью решает сложнейшую проблему: как у всех все отобрать, чтобы потом дать каждому. Но такая правда Тимошенко не нужна. Узнав подлинные данные о реальном состоянии дел на Украине и о неспособности правительства решать стоящие перед страной проблемы, люди не проголосуют за Тимошенко — премьер-министра и кандидата в президенты. А такой исход ее не устраивает.

Ее позиция — высшая власть в стране любой ценой. Она действует, как некий Наполеон в юбке, — сначала ввяжемся в драку, а там посмотрим. «Смотреть» же придется не только команде Тимошенко или ей самой, но и всему народу Украины. Смотреть на руины экономики и в конечном итоге на развалины родной страны.

Ни один из серьезных финансовых — ни на Украине, ни за ее пределами — институтов не верит бюджету Тимошенко. Да что там финансовые институты — даже Виктор Ющенко, президент страны, соратник премьера по «оранжевой коалиции», а теперь еще и конкурент на выборах, недавно публично заявил в прессе, что правительственный проект бюджета на будущий год, цитирую, «на грани безответственности и некомпетентности».

Вот только некоторые факты несоответствия: по прогнозам правительства рост ВВП в 2010 году предусмотрен на уровне 3,7%. МВФ же называет 2,7%, а Всемирный банк — еще меньше — 1%.

Дефицит госбюджета правительством запланирован в 4-5%, а МВФ называет реальную цифру — 11,4%.

Уровень безработицы Кабмином определен в 7,6%, а Международный валютный фонд оценивает ее в 10,2%.

Сфальсифицирован, а потому нереален уровень доходов бюджета. По прогнозам правительства, доходы должны составить 285 млрд. гривень. Но бюджет-2009, по оценкам специалистов, не будет выполнен по доходам на 25-28 млрд. гривень. Следовательно, в будущем году правительство планирует получить рост доходов на 40% больше, чем в нынешнем году. Это, как вы понимаете, в условиях кризиса нереально. Это обман.

Малореалистичен обменный курс — 7,5 грн. за 1 доллар. Девальвация же национальной валюты ведет к обесцениванию жизни граждан и росту долговых обязательств.

Уже сейчас правительство скрывает уровень госдолга Украины. По состоянию на июль 2009 года он составил 256 млрд. грн.

На конец 2009 года с учетом кредитов МВФ государственный долг вырастет до 330 млрд., то есть до 36% ВВП.

В 2010 году правительство Тимошенко планирует финансировать дефицит госбюджета в объеме 47 млрд. грн. и выдать госгарантии в объеме 43 млрд. грн. Это означает, что уровень госдолга может достигнуть 42% ВВП, в 3,5 раза больше, чем в 2007 году.

Вообще, правительство Тимошенко за полтора года своей работы набрало долгов больше, чем все правительства Украины вместе взятые до нее за все годы независимости. К тому же, если прежнее правительство брало кредиты под 7% годовых, то кабинет Тимошенко в этом году одалживает деньги на внутреннем рынке под 20-22% годовых.

Еще один обман в том, что Тимошенко назвала бюджет 2010 года «бюджетом развития». Однако доля расходов на развитие в бюджете 2010 года составляет 17% — всего 54,7 млрд. грн. Но это даже меньше, чем в этом году (20%). Кроме того, в бюджете-2010 в расходы на развитие, помимо всего прочего, вошли программы, которые не имеют отношения к инвестициям в экономику. Например, компенсация разницы между ценами и тарифами на газ для НАК «Нафтогаз Украины».

Сокращаются прямые расходы на развитие. Например, строящий дороги «Укравтодор» получит из бюджета 14,9 млрд. грн. Это на 10% меньше, чем предусмотрено законом о бюджете в этом году. Прямые расходы госбюджета на угольный сектор тоже сокращаются по сравнению с 2009 годом на 10% — до 12,7 млрд. грн.

Еще один важный обман касается непосредственно каждого гражданина Украины. Тимошенко обещает повысить уровень доходов граждан. На самом же деле народ Украины ожидает дальнейшее падение уровня жизни. При прогнозируемом уровне инфляции в 9,7% минимальный прожиточный уровень планируется проиндексировать только на 4,7%.

Планируемый в 2010 году средний минимальный прожиточный уровень — 700 грн. — ровно на 200 грн. не дотягивает до требуемой величины, необходимой для выживания уже в 2009 году и определенной в 900 грн.

То есть фактически уже сейчас правительство Тимошенко, отказываясь повышать уровень минимальных пенсий и зарплат, обкрадывает каждого пенсионера Украины на 200-250 гривень, а каждого работника бюджетной сферы — на 850-1000 гривень.

И уровень инфляции обещает расти, так как из 47 млрд. дефицита госбюджета-2010 правительство планирует покрыть 37 млрд. за счет заимствований в МВФ или за счет печатного станка. От НБУ требуется перечислить в бюджет 10 млрд. грн. Но долги нужно отдавать, а необеспеченные деньги ведут к дальнейшему росту цен и, следовательно, к падению уровня жизни людей.

Увеличение госдолга при неработающей и неразвивающейся экономике ведет страну к банкротству, к дефолту. Тимошенко или не знает ситуацию с госдолгом, или не понимает всей пагубности его увеличения.

Обманом является и обещание Тимошенко за счет госбюджета-2010 вернуть вклады Сбербанка СССР, то есть продолжить раздачу «Юлиной тысячи». На это в госбюджете нет денег, и они не предвидятся. С учетом обесценивания гривни на выплату долгов Сбербанка может потребоваться 1,2 триллиона гривень. Таких денег на Украине, увы, действительно нет.

Величайшей мистификацией госбюджета-2010 является обещанная Тимошенко бюджетная реформа, предусматривающая передачу бюджетов от районов местным советам и ликвидирующая сегодняшнюю систему бюджетного выравнивания регионов. По мнению специалистов, перекладывание ресурсов из кармана районных советов, отвечающих сегодня за финансирование образования и медобслуживания в районах, в сельсоветы приведет к тому, что бюджеты сел и поселков могут вырасти в 2-2,2 раза. В то время как районные бюджеты будут урезаны на 40%, а областной — на 30%. И получится, что у районов и областей средства заберут, а полномочия по эффективному управлению социальной инфраструктурой не снимут. Зато сельсоветам деньги дадут, а вот полномочия и административные ресурсы по финансированию школ и больниц они не получат.

Зато все недостающие средства районы могут получить в Минфине в Киеве. По какому принципу? Правильно, по принципу лояльности или личной преданности министру или премьеру. Расчет тут простой и четкий: местные бюджеты с высоким уровнем доходов прокормят себя сами, а остальные станут в очередь за подаянием от Кабмина. Ведь механизм распределения инвестиционных субвенций в госбюджете не определен.

Вообще весь бюджет на будущий год носит исключительно предвыборный характер. Каждая его статья фактически просится на бигборд.

Как предвыборная технология госбюджет-2010 заслуживает наивысшей оценки — все в нем подчинено победе Тимошенко и ее послепобедной деятельности. Проект не только перенасыщен несбыточными обещаниями и планами, но и предусматривает концентрацию всех государственных ресурсов в одних руках и усиление ручного управления процессами в экономике и в жизни страны. Тимошенко готовит бюджет ручного управления для себя. Она хочет сама распределять государственные ресурсы тем, кому она сочтет нужным. Реформа бюджетных отношений по-тимошенковски — это концентрация государственных денег в ее руках

Проект разрешает Кабмину без внесения изменений в закон о бюджете и, следовательно, без контроля парламента:

Для этих целей в госбюджете-2010 предусмотрено увеличение Стабилизационного фонда Кабмина до 27 млрд. гривень.

Сам этот стабфонд был выдуман и внедрен в жизнь с благородной целью — аккумулировать и выдавать деньги пострадавшим в случае непредвиденных ЧП. Сейчас же это фактически бюджет в бюджете, которым Тимошенко распоряжается единолично. На свой вкус и усмотрение, не спрашивая разрешения у Верховной Рады.

Сегодня я могу утверждать, что правительство Тимошенко своим проектом госбюджета пытается от всех скрыть истинное положение дел в украинской экономике и вводит в заблуждение не только население страны, но и международные организации. Тот же президент Виктор Ющенко в специальном письме в МВФ предупреждал эту организацию, что кабинет Тимошенко обманывает ее. Не выполняет условия предоставления кредитов. Это, конечно, напоминает внутреннюю разборку между прежними «кумирами Майдана» с подсиживаниями, ревностью и желанием нагадить конкуренту любой ценой. Однако это далеко не безобидные политические игрища — они ставят под угрозу сотрудничество с МВФ и другими финансовыми институтами, помощь которых сейчас, увы, необходима Украине.

Еще один недостаток ручного управления экономикой, так характерного для Тимошенко и предусмотренного госбюджетом на будущий год, — это рост коррупции при распределении государственных средств, отсутствие контроля за их расходованием, нередко нецелевое использование бюджетных денег на далекие от экономики цели. В конечном итоге вряд ли такой порядок управления экономикой приведет к стабильному экономическому росту, инновационному развитию, созданию благоприятного инвестиционного климата и выработке единых правил игры на рынке Украины.

Экономический диктатор, который концентрирует в своих руках всю полноту экономической власти и централизованно всем руководит, распределяя госресурсы по своему усмотрению и принципу политической, а не экономической целесообразности, в конечном итоге ведет к загниванию всей системы. Да, сначала можно наблюдать некую стабильность. Но это кладбищенская стабильность, которая не дает перспективы жизни. Это подтверждают вся наша недавняя история и господство суперцентрализованной плановой советской экономики.

Поэтому, подводя итог, я могу сказать, что согласен с выводами специалистов, утверждающих, что принятие госбюджета-2010 «от Тимошенко» опасно и для населения, и для бизнеса, и для местных советов, и для страны в целом.

Такой подход к управлению экономикой страны, который демонстрирует правительство Юлии Тимошенко, вредит всему демократическому развитию Украины. Ибо демократия — это не только бесконечная раздача бессмысленных обещаний, порожденных политической конъюнктурой, но и ответственность за свои слова и за свои обещания.

Автор: Владимир Скачко