Газета «Наше Дело»
Газета «Наше Дело»
г. Одесса, ул. Б. Арнаутская, 72/74, каб. 1201.
Телефон: (048) 777–09–56

Оранжевые клоуны

Фильтруйте спам, Виктор Андреевич!

Указ «Про винесення на всенародне обговорення проекту Закону України «Про внесення змін до Конституції України» — штука не менее потешная, нежели сам предложенный президентом в марте вариант Конституции.

Например, в Указе говорится: «1. Всенародне обговорення проекту Закону України «Про внесення змін до Конституції України» провести до 1 грудня 2009 року. 2. Національному інституту стратегічних досліджень: <…> організувати за участю Національної академії наук України проведення у строк, визначений для всенародного обговорення, соціологічних досліджень щодо ставлення громадян України до основних положень проекту та про результати поінформувати до 15 листопада 2009 року».

Другими словами, нация обязана уложиться в еще более сжатые сроки, нежели предусмотренные в указе. Если какой-нибудь наивный, но добросовестный и озабоченный конституционными переменами в нашей стране тугодум будет скрупулезно вычитывать президентский вариант Конституции («канонический» текст которого находится на официальном сайте президента), вместе с пояснительной запиской и сравнительной таблицей к нему (которые тоже любезно предлагает ему «главный» сайт державы), и сопоставлять это изобилие идей с действующей Конституцией, то мало ему не покажется. Если же при этом он начнет штудировать учебник по конституционному праву, читать статьи аналитиков и политологов, присылать по ночам sms-ки Шустеру, апеллировать к собственному житейскому опыту и т. п., то этому гипотетическому участнику всенародного обсуждения тем более не позавидуешь.

Скорее всего, дожидаться выполнения своих «конституционных инициатив» ему придется под присмотром крепких санитаров, не одобряющих проявления «креативности» за пределами разумного. Так что весьма сомнительно, что среднестатистический «маленький», но сознательный украинец управится с дарованным ему Ющенко правом до 1 декабря.

А если даже ему и придет в голову какая-то светлая конституционная мысль (выстраданная им долгими осенними вечерами после рабочего дня, или на выходных, или по пути на маслобойню с мешком свежесобранных семян подсолнечника); если даже он успеет донести эту мысль до своих коллег по цеху, ферме, институту, партии или семье; если даже «громада» того или иного села (района, микрорайона, города или подъезда) после жарких споров и бесконечных поправок за рюмкой пива придет к «консенсусу», то ее, эту выработанную коллективным трудом мысль (предложение), нужно еще как-то суметь донести до академических социологов, у которых сроки подсчета процентов «одобрямса» еще более жесткие — 15 ноября.

А как это сделать? Социология — эта не такая наука, чтобы в каждую хату ходить. Не перепись населения, прямо скажем. А потому наши доблестные социологи опросят несколько тысяч украинцев, проживающих в телефонизированной местности, предупредят заказчиков результатов о возможности «статистической погрешности» в 2-3 процента — и все, с них взятки гладки. Добытую в рамках отпущенного им трудолюбия и финансирования информацию социологи «скинут» к 15.11.09, — а народ-то все еще дискутирует, делает пометки карандашом, торопится, не ведая о том, что поезд уже отчалил.

То есть президенту при подписании своего указа стоило все же для начала определиться «внутри себя», какую все же процедуру он затевает — обсуждение или расширенный соцопрос? При этом Виктору Андреевичу стоило бы помнить, что политически активная часть нации в этот самый период будет занята еще одним важным делом — отслеживанием президентской кампании. И простым людям вновь потребуются и время, и силы, чтобы разобраться в обилии наружной рекламы, перечитать бумажный «спам», извлеченный из почтовых ящиков, послушать теле- и радиоролики кандидатов, сходить на митинг или на встречу с кандидатом и т. п.

Разумеется, есть большая вероятность, что никто «в массе» конституционные соображения Виктора Андреевича обсуждать не будет. Тем более что и до сей поры как-то худо-бедно жили-поживали-выживали по Основному Закону, «широкое обсуждение» которого состоялось летней ночью 1996 года в замкнутом пространстве сессионного зала Верховной Рады, и никто тогда (как, впрочем, и при процедуре внесения изменений в Конституцию, случившуюся в эпоху Майдана) всенародным мнением как-то не интересовался. Но это, как говорится, «не есть хорошо» с объективной точки зрения. То есть народ надо бы привлечь. Повторяем свой вопрос: как это сделать? В вышеупомянутом указе президента имеются определенные указания на сей счет, выписан, так сказать, «механизм» (цитируем): «Здійснити опублікування проекту Закону України «Про внесення змін до Конституції України» в інформаційному бюлетені «Офіційний вісник Президента України», а також запропонувати друкованим засобам масової інформації опублікувати цей проект Закону для якомога ширшого ознайомлення громадян України з його положеннями».

Увы, запущенный в авральном порядке (в период подготовки досрочных выборов в Раду 2007 года) «Офіційний вісник Президента України» так и не стал популярным изданием и тем более «настольной газетой» читающей Украины. Более традиционные печатные СМИ тоже переживают не лучшие времена (сокращают объемы и периодичность и подсчитывают убыль подписчиков), так что их возможности для «как можно более широкого ознакомления граждан» тоже весьма скромны и ограничены. Можно, конечно, пойти испытанным путем: напечатать проект «конституции» от Ющенко приложением к телевизионной программе на месяц или раздать бесплатно при помощи почтальонов, партийцев или курьеров-волонтеров, — но для этого нужны деньги, и немалые, поскольку охват аудитории должен стать «всенародным». Где их взять — в документе ни слова.

Высказанное Виктором Андреевичем в указе пожелание насчет привлечения телевизионного «ресурса» («Запропонувати телерадіоорганізаціям, друкованим засобам масової інформації запровадити рубрики та цикли передач, публікації з обговорення основних положень проекту Закону України «Про внесення змін до Конституції України», залучивши до участі в них провідних учених у галузі конституційного права, інших науковців та широкі кола громадськості») — из той же оперы. Во-первых, к осеннему периоду телевизионщики давно подготовились и «прайм-тайм» забили всевозможными шоу, сериалами, футболом и прочими любимыми в народе жанрами. Во-вторых, если даже на каком-нибудь канале (вероятнее всего, на областных государственных ТРК, которые смотрят весьма ограниченные слои публики) вновь покажется какой-нибудь, допустим, Карасев, да еще в компании с «ученым в области конституционного права», то на этих «рубриках и циклах» зевать будут даже ведущие, не говоря уже об операторах.

Последнее «колесико» предложенного президентом механизма проведения «всенародного обсуждения» — это Интернет. В указе написано: «Секретаріату Президента України забезпечити проведення за участю Національної академії наук України, Академії правових наук України, правозахисник громадських організацій, провідних учених-юристів, політологів інтернет-конференцій, дискусій у режимі он-лайн, інших заходів для обговорення та роз’яснення змісту положень проекту Закону України «Про внесення змін до Конституції України» з використанням Офіційного інтернет-представництва Президента України в мережі Інтернет».

Во исполнение указа сегодня был назван адрес электронной почты, куда можно послать свои предложения по интересующему президента поводу. Но, во-первых, «мыло» — это не сайт, не форум, не онлайн-опросник. Послал на указанному адресу выстраданные сердцем и умом пожелания — и что? Ждать ответа? Гадая, сколько ж еще нашлось таких умников, которые горячо разделяют твои взгляды на принципы конституционного обустройства страны? Надеяться, что твой чистосердечный спам не отфильтруют, а прочитают, осмыслят и переадресуют куда следует? Во-вторых, количество пользователей «Всемирной паутины» в Украине хоть и растет неуклонно, но все же до «всенародного» масштаба еще далековато.

Наконец — а как именно «использовать Официальное Интернет-представительство Президента Украины в сети Интернет», о чем упоминается в указе? В разделе официального сайта главы державы под названием «Конституційні зміни», который, пардон, пылится там уже без малого полгода, есть следующие ссылки:

1) Проект Закону України «Про внесення змін до Конституції України»,

2) Пояснювальна записка до законопроекту,

3) Порівняльна таблиця до законопроекту

И все! Никаких признаков «интерактива», хотя свой проект Виктор Андреевич обнародовал, опять-таки, еще в конце марта.

Да и в «твиттере» Президента до сегодняшнего дня нет ни слова о том, что Виктор Андреевич приглашает украинцев принять участие в обсуждении его «конституции». Последняя запись здесь датирована 24 августа и гласит: «Дорогі співвітчизники! Сердечно вітаю вас із 18-ю річницею незалежності України». Предшествующая ей размещена 21 августа и называется «Запрошую українців взяти участь у відзначенні Дня Державного прапора та Дня Незалежності».

А вот элементарной, как «здрасьте!», фразы «Запрошую українців взяти участь у всенародному обговоренні проекту Закону України «Про внесення змін до Конституції України» — как не было в гарантовском «твиттере», так и нет.

То есть неэффективно Виктор Андреевич использует отпущенные ему возможности для пропаганды своих идей и намерений в Интернете. А время-то не ждет! Впрочем, г-н действующий президент ведет себя, как Маяковский перед памятником Пушкину, словно у него «в запасе вечность. Что нам потерять часок-другой?» Ведь с конца марта, когда Ющенко вынес свой конституционный законопроект на депутатское и всеобщее обозрение, прошел не «часок-другой». Многие даже сразу же отреагировали на эту «конституцию».

Правда, вскоре, в начале лета, появился не менее экзотичный конституционный проект — от латентной коалиции ПРиБЮТ , но даже этот дикий вариант конституционных реформ не отменял предложения президента. И что? Да, собственно, ничего не произошло за отмеченный период во «всенародном» мнении. Да и «рубрик» и «циклов» на отечественном ТВ с привлечением ученых-конституциалистов не прибавилось. Все как всегда: соратники хвалят, противники ругают, народ безмолвствует…

Правда, президент, к его чести, совершил летом несколько «рабочих» визитов в регионы, где растолковывал положения своей «конституции», в основном, студентам и чиновникам. Но почему-то никаких протоколов или иных документальных свидетельств, в которых бы нашли свое отражение конституционные чаяния участников этих встреч с президентом, как-то не появилось. Почему? То ли учащиеся вузов и госслужащие приходили на эти мероприятия с участием и под патронатом президента по разнарядке, то ли они что-то говорили и предлагали, но Виктору Андреевичу все тогда было «по барабану», то ли участники «общения» с этим замечательным оратором просто выслушали его многочасовой монолог на известные всем темы и даже словечка вставить не успели? Не знаем. А знать бы хотелось.

Ибо остался не вполне проясненным простой вопрос: если за полгода конституционные предложения президента не вызвали энтузиазма у общественности, то чего ради их следует обсуждать всем миром в более неблагоприятных исторических условиях? Тем более что и сам Виктор Андреевич не счел нужным предоставить народу побольше времени на обсуждение столь серьезных вещей, а предпочел отгулять очередной отпуск, а уж потом задал работу всем и вся.

Автор: Евгений Косячков